Лента тем форума «ИБА» и его подфорумов за год

 

626

новичок

ПЕРВЫМ спасенным "свистком" в Баграме летчиками "свежей" смены 83-84 у 262овэ стал нач.разведки 927иап Игорь Долгих (запись на одном уважаемом и объективном сайте):
"29 октября 1983 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис 927-го иап (Береза). Вылет с аэродрома Баграм, начальник разведки АП м-р Игорь Долгих. В составе группы из 8 МиГ-21бис наносил БШУ по цели юго-западнее н.п.Бамиан. На выходе из атаки самолет Долгих получил повреждения от огня ДШК, были пробиты топливные баки, что привело к утечке топлива. При возвращении на а/б Баграм самолет загорелся, летчик катапультировался и приземлился в 16 км от аэродрома. На поиск сразу была направлена пара вертолетов Ми-8МТ 262-й эскадрильи, выполнявшая санзадание. Экипаж замполита аэ Семина - ком звена Бушева (фио БТ забылись через 35 лет) подобрал летчика под огнем противника."


Из "честного дневника" (обнародованного в 2009г. на одном авиасайте) участника того вылета - зам.командира 927иап и командира группы 4-х МиГ-21БИС (где крайним 4-м летел И.Долгих), организующего боевые вылеты полка, тактические "замыслы" ударных групп и составлявшего боевые донесения, а также ведущего журнал боевых действий полка по своим функц.обязанностям.
(К слову, мой однокурсник С.Путятин (как и я, выпускник ХВВАУЛ-79 ровно 4 года назад - 29 октября 1979г.) тогда еще был ст.лейтенантом и "белые" страницы "дневника" никак не могли знать и УЖЕ повысить нас в звании, что капитанами мы с Путятиным станем только через 3 месяца в январе 1984г. Заметьте на будущее - "честный дневник" определяет всего ДВА направления атаки север-юг в Бамианском ущелье!):
"...29 октября 1983 г. События этого дня навсегда останутся в памяти. Три желтые страницы с записью радиообмена с магнитофонов на КДП и Ан-26РТ. Начало записи в 12 часов 03 минуты, конец в 12 часов 36 минут, всего 33 минуты, определившие выбор между жизнью и смертью.
День начался бестолково. Назначенные на утро удары по группе опорных пунктов «духов» в ущелье юго-западнее Бамиана не состоялись. Сначала вертушки ПСО опоздали с вылетом, потом оказалось, что цель закрыта облаками. К полудню погода улучшается, и мы получаем приказ на вылет. По замыслу моя пара (в тот день вместо В.Скворцова, который дежурил в ДЗ, я летал с капитаном С.Путятиным – позывной 545) подавляет средства ПВО, вторая пара (штурман полка Виталий Евтухов - 907 и начальник разведки Игорь Долгих - 908), а так же летчики последующего звена - нашего командира полка Петра Петровича Тарасевича (901), наносят удар по целям бомбами. У нас с Путятиным по четыре разовых бомбовых кассеты РБК-250АО2,5, у остальных - по две пятисотки ФАБ-500ШН. Нормальных бомб на складе сегодня нет, тыл за нами не успевает, приходится возить духам то, что осталось. Взлетаем, разворот с набором высоты на запад. Справа внизу остается Бамиан со знаменитыми статуями Будды в скале и пещерным храмом. Пара вертушек ПСО уже ждет в десяти километрах севернее цели.
Ущелье довольно глубокое – даже с пикирования заход только с двух сторон. Мы с Путятиным в двух заходах сбрасываем РБК - они рассыпаются по склонам у цели небольшими вспышками осколочных бомб. Виталий атакует с курсом на север, пикирование, сброс, видны тормозные парашюты штурмовых бомб, взрывы, расходящийся круг ударной волны, столбы дыма, всплески пыли от падающих крупных осколков. Солнце в зените - огонь с земли не виден.
12 часов 03 минуты - 103 (представитель ВВС 40 Армии на борту АН-26рт) , 905 отработал?
- 905, работает ударная группа.
Замыкающий в нашей группе Игорь Долгих вводит в пикирование вдоль ущелья с курсом на юг.
- 908, на боевом 180.
12.04. Слежу за ним, сброс, парашюты бомб, взрывы, вывод! Через несколько секунд:
- 908, загорелась лампа «Пожар»!
-(905) Проверь параметры двигателя. Дыма за тобой не вижу.
- 908, нормально.
- 907, пожар не подтверждаю.
- 103, кто доложил пожар?
- (905) У 908 сработала сигнализация.
12.05 – 908, лампа погасла.
- 908, упало давление в основной гидросистеме.
Совокупность отказов настораживает. Сигнализация о пожаре иногда срабатывает из-за отказа датчиков, но сейчас еще и отказ гидросистемы.
- (905) Проверь давление в бустерной.
- 908, в норме.
- (905) Давление в основной?
- Ноль.
Догоняем в развороте самолет Игоря. Развернувшись на восток, медленно набираем высоту.
12.07 – (905) 103, передайте на «Элипс» (сменный позывной Баграма), пусть обеспечат 908 внеочередную посадку.
- «Элипс», 103 обеспечьте 908 внеочередную посадку.
- «Элипс» понял.
Под нами сплошные горы, вертушки ПСО остались над целью. События продолжают закручиваться в невеселую спираль.
12.09 - 908, в бустерной тоже упало!..
...Под нами плоское предгорье, далее зеленка.
12.17 - 239 (позывной ведущего Ми-8), взлет.
- Взлетайте.
Это руководитель полетов Анатолий Иванович Кулешов отловил пару Ми-8, севшую на площадке Баграмского госпиталя, направляет ее нам навстречу.
12.18 – 908, будем снижаться?
- (905) Снижаемся.
Вдруг за хвостом самолета Игоря возникает и разрастается почти без дыма, в полной тишине длинный, метров на 20, колеблющийся огненный хвост – картина, в реальность которой трудно поверить.
12.19. – (905) Игорь горишь, прыгай!
- (907) 908 , катапультируйся, горишь!
Доли секунд растягиваются в вечность, почему не прыгает?
Кричим еще раз в эфир одновременно с Виталием:
- 908, катапультируйся!
У нас время остановилось. Почему ждет? Ведь обычный исход пожара – взрыв баков. Наконец, отлетает фонарь, вспышка, и кресло с летчиком выбрасывается наружу. Горящий самолет, медленно опуская нос, заваливается влево и крутой спиралью уходит вниз. Все внимание креслу. Вот точка разделяется на две части, и раскрывается купол парашюта. Высота 2500 (4000), встаем в круг.
- (905) Парашют раскрылся,
12.19 - (РП) 239 связь с 905.
- 413 (ведомый Ми-8) на месте.
- 905, я 239.
- (905) 239 подходи по посадочному курсу удаление 30-32.
- (РП) 905, остаток?
- 700, наблюдаю 908, высота 2000.
- 905, 239 отхожу с курсом 220.
- (905) С этим курсом.
12.21- (239) 905, какой населенный пункт?
Достать карту и искать название невозможно:
- (905) По посадочному, километров 10 юго-западнее Карабага, большое ровное место.
- (РСП) 905 ваше удаление 32, азимут 210.
- 905, на посадочном, южнее Карабага.
- (РП) В азимуте 200- 220.
Крутим пологую спираль со снижением. Внутри разворота маленькая фигурка на парашюте. Помочь Игорю уже не в силах!
- (905) Высота парашюта 1200.
- (905) 239, подходи правее большой дороги, характерный вход в ущелье справа от дороги, большое желтое место.
12.22. - (РП) 545, остаток?
- 450.
- (РП) 907 и 545, на точку, на восьмой – РП понимает, что они уже лишние.
12.25 – (905) Парашютист приземлился! 239, смотри, открытое место, желтое пятно, южнее парашют.
- (РСП) 905, уменьшите радиус виража.
- 905, сейчас прохожу над ним, перпендикулярно большой дороги грунтовая, южнее ее метров 300.
-239, подхожу на 2000.
Снижаюсь, от места приземления до ближайшей крепости метров 200, рядом несколько колодцев. К парашюту бегут несколько человек. Вертолетчики уже надо мной.
- (239) 905, это ты в вираже внизу?
- (905) Прохожу над местом, парашют южнее белого пятна.
- (РП) 905, остаток?
- (905) Пока побуду!
12.29 – (905) 239, смотри, обозначаю место из пушки.
Отхожу в сторону, разворот. Кнопка перезарядки - пушка отзывается глухим стуком под фюзеляжем. Пологое пикирование. Пора! Длинная очередь, торопливое рокотание пушки, выбрасывающей по 50 снарядов в секунду. Первые разрывы ложатся правее парашюта возле фигурок людей, конец очереди крошит стены дувала.
- (905) 239, смотри северо-западнее разрывов, парашют. Пыль видишь, он вначале трассы.
- (239) Не вижу.
- (905) Смотри пыль, северо-западнее белый паращют.
- 413, наблюдаю.
- 239, где?
12.30 - (413) Он подо мной, маленький белый парашют, южнее…

Дальше »»»
 

626

новичок

1).19 декабря 1983 г. авария самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), перелет с аэродрома Баграм на аэродром Кандагара после работ в ТЭЧ. При выполнении вылета с аэродрома Баграм на 2-м развороте старший летчик ст. л-т Алексенко Александр Иванович катапультировался и совершил посадку в районе н.п. Дурнама. ПСО выполняла пара Ми-8МТ 262-й овэ С.Ефимов-А.Скиба. Ст. л-т А.Алексеенко благополучно эвакуирован экипажем к-на С.Ефимова (ЛШ Вячеслав Хныков, б/т Юрий Заика). Штатный ЛШ С.Бухаров после гепатита был на реабилитации в родном Джамбуле.
2).25 апреля 1984 г. боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Баграм. Пара: ведущий ст. л-т Соколов Сергей Александрович, ведомый ст. л-т Грушковский. Полет на поиск передвижной радиостанции в районе аэродрома Баграм (ближе к Кабулу). В горизонтальном полете на Н=1500м ведущий почувствовал сильный удар по самолету и тут же доклад ведомого “Серега, прыгай!!!”. Летчик катапультировался , после приземления сразу вступил в перестрелку и был тяжело ранен. Вертолета ПСО в данном районе не было (должна была работать пара Ми-8 50-го осап) и пришлось перенацеливать из другого района ближайшую пару Ми-8МТ 262-й овэ капитанов С.Ефимова - А.Бойкова. Всегда в районе работы в 5-6 км висел вертолет, но не в этот раз. Вертолетчики слышали доклад ведомого на едином боевом канале, и уже знали что сбит самолет. По команде с самолета-ретранслятора они направились на выручку летчику, но пара находилась у входа в Панджшерское ущелье, и, даже выжимая максимальную скорость из машин, смогла подойти только через 20 минут. Вышли в квадрат и, ориентируясь по по дыму горящего на земле самолета, стали снижаться на ПМВ. Вскоре к-н Бойков на фоне желтых барханов заметил кресло летчика, а с борта Ефимова заметили в стороне, на пригорке, отстреливающегося окровавленного Соколова, лежащего на животе. Вертушка Сергея Ефимова подоспела в последний момент. Когда группа ПДГ и б/т ст. л-т А.Марчук подбежали к пилоту, он был уже без сознания, подняли его на борт в таком же положении. Борттехник ст. л-т Анатолий Маркуша уже в кабине стал осматривать пилота, чтобы уточнить ранение, и увидел, что под животом в руке сжата граната с выдернутой чекой. Он осторожно разжал ладонь и выбросил гранату за борт в еще открытую на взлете дверь. Сергей Соколов прошел долгое лечение, в ИБА он уже не летал. Герой РФ. Для к-на С.Ефимова это был уже второй спасенный летчик.
3).15 июня 1984 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис №01 927-го иап (Береза). Наносивший БШУ в составе звена, в районе н.п.Чарикар в 6 км от Баграма, самолет к-на Гордиюка А.А., на выводе из пикирования попал под огневое воздействие с земли, потерял управление и перешел во вращение, после чего на Н=800м летчик катапультировался и был подобран парой вертолетов Ми-8МТ 262-й овэ к-на С. Ефимова, обеспечивающей ПСО БШУ (ЛШ ст.л-т С. Бухаров, БТ ст.л-т Киншаков) в последний день своей командировки (крайний боевой вылет экипажа). Летчик приземлился возле арыка в 700м от кишлака Баяни-Бала, в 500 м от сдвоенной цели в 5час.48 мин. кабульского времени. Единственный кто видел парашют в небе - ЛШ Сергей Бухаров из зоны дежурства над аэродромом за 10км, "прикрывавший в паре выше и 1000-1200м сзади" КЗ ДВАЖДЫ доложил "626 вошел в землю, парашют не вижу". Через 3мин. подсел и вертолет ПСС. За протянутую руку и поясной ремень летчика подняли на борт. В период с декабря 83-го это был уже третий летчик, спасенный к-ном С.Ефимовым. Причина потери - выполнение приказа вышестоящего начальства о работе по "сдвоенным целям" с одним курсом (-"выполняется крайний устный ПРИКАЗ зам.командира ап согласно устава СА", вопреки приказу командира ап под магнитофон "для прокурора"), несмотря на высокую плотность стрелкового воздействия в районе "сдвоенной цели" и выводом прямо над кишлаком Баяни-Бала. В результате катапультирования к-н А.Гордиюк получил компрессионный перелом 2-х позвонков, но через полтора года восстановился на одноместном истребителе без ограничений (кроме самолетов и вертолётов на авианосце). Закончил летать в 1992 году на МиГ-29.
4).22.05.1984 (северные отроги Гиндукуша, район н.п. Бану) во время выполнения боевой операции по поиску в Панджшерском ущелье Ахмад Шах Масуда группой спецназа (2 вертолета Ми-8МТ по 10 человек на каждом борту) под личным руководством генерал-майора Мадяева на вертолете к-на Ефимова в результате выстрела из автомата десантника по команде приготовить оружие загорелся правый двигатель. Экипаж потушил пожар, выключил этот двигатель и совершил аварийную посадку, развернувшись назад, на маленькой площадке склона. Группа спецназа заняла круговую оборону, ведомый вертолет осуществлял прикрытие сверху. Была вызвана группа техпомощи, которая заменила поврежденный двигатель на новый и к ночи с обожженными проводами Ми-8 (Константинов-Ефимов-Марчук) успел благополучно вернуться в Баграм. Оформлены и отправлены наградные документы. Никто из экипажа (командир С.Ефимов – третье представление, летчик-штурман С.Бухаров - второе, борттехник - первое) НЕ НАГРАЖДЕН!
IMG_20170712_154708.jpg (скачать) [767x1047, 256 кБ]
 
IMG_20170712_154828.jpg (скачать) [795x1079, 251 кБ]
 
 
 

Boroda_Sr

аксакал

chetbor> Может надо новую тему создать - это пишет большая...
Г**но вопрос... :D
 

Militarist

аксакал
☆★★★
Ракета воздух-воздух AIM-9C Sidewinder была принята на вооружение в США в 1962 г. Мне случайно попался фильм о процедуре использования этой ракеты. Правда на английском. Интересны мнения летчиков о процедуре применения этой штуковины с учетом года ее появления.

donhollway.com

Failed writing body (0 != 16384) // www.donhollway.com
 

No wonder they phased out the radar-homing AIM-9C with the Crusader. Imagine going through all these steps in the combat arena!
USN training film, 9 min. Enlarge
Перевод надписи: Неудивительно, что от применения на Крусэйдере (F-8) управляемой радаром ракеты AIM-9C отказались. Представьте себе выполнение всех этих манипуляций в бою.
Учебный фильм ВМС США, 9 минут. Увеличьте.
Чтобы просмотреть фильм, используйте ссылку (http://www.donhollway.com/foxtwo/crusader.mp4).
 

tenger

опытный

Всем гвардейцам привет.
На праздновании 100-летия 1 ГвАПИБ Карес обратился с просьбой оказать помощь в приобретении самолета (любого списанного)для музея. Конечно идеально было бы Су-17М2, М3,М4, Но на безрыбье ....сгодится любой советский (МиГ-21,23,25,27,29. Су-24, Су-25, Су-27
Карес обращался в ВВС Венгрии с подобной просьбой, но там заломили несусветную цену (как за реально боевой самолет) а не за списанный без двигателя.
В застольном разговоре я обратился к друзьям-сослуживцам из Украины о возможности приобретения на Украине подобного образца.
Они сказали , что это вполне возможно, но надо написать хорошее письмо от имени Кареса и его команды.
И позже прислали мне адрес куда направить это письмо.
Так вот, чтобы помочь Каресу составить грамотное и проникновенное!!! письмо прошу оказать помощь в редактировании исходника (рыбы)
"Рыба" на следующей странице. Предоставлена Сергеем Морозовым.
 

tenger

опытный

 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru