Кое-что ещё есть, конечно.
"Производство самолетов Ил-76 все же будет организовано в России
Российское руководство приняло окончательное решение об организации серийного производства самолетов Ил-76 в России. Как известно, до сих пор и, видимо, еще два-три года военно-транспортные самолеты этого семейства будут производиться в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова (ТАПОиЧ). За последние тридцать лет - срока, в течение которого данный тип самолетов эксплуатируется - там было произведено не менее 1000 единиц Ил-76 различных модификаций. Но после распада СССР ТАПОиЧ, как, впрочем, и вся самолетостроительная индустрия СССР, пришла в упадок. За 1991-2006 годы на ТАПОиЧ было произведено не более двух десятков самолетов.
Авиапредприятие в Ташкенте медленно умирает. Видимо, в связи с этим и было принято решение правительства РФ о переносе производства Ил-76 в Россию. Постановление Михаила Фрадкова на этот счет было подписано еще 20 декабря 2006 года. Оно могло бы стать сенсационным, однако, ввиду окончания года данная информация не нашла должного отражения в центральных СМИ России. Тем более, вся цепочка юридического оформления данного решения еще не закончена, поскольку производство военно-транспортных самолетов Ил-76 связано с конкретным контрактом для Китайской Народной Республики и в данном документе Ташкент фигурирует как головное предприятие.
Как известно, контракт на поставку 34 транспортно-десантных самолетов Ил-76МД и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 Китаю на общую сумму $1,045 миллиардов был подписан между российским "Рособоронэкспортом" и КНР еще в сентябре 2005 года. Теперь же, после правительственного постановления и подписанного 25 декабря 2006 года контракта Минпромэнерго с ОАО "Межгосударственной авиастроительной компанией "Ильюшин", головным исполнителем китайского заказа становится фирма Ильюшин. А ФГУП "Рособоронэкспорт" намерено подписать с ним договор комиссии. Предполагалось, что это будет сделано в январе 2007 года. Однако сообщений на этот счет пока не поступало. Между тем, отсутствие договора комиссии тормозит выполнение китайского контракта. Ведь согласно ему первые военно-транспортные самолеты из России должны поступить в КНР уже в 2007 году.
Заметим, что формальным поводом сменить головного исполнителя для китайского заказа стал именно отказ Ташкентского авиапроизводственного объединения подписать договор комиссии с "Рособоронэкспортом", хотя такое условие было прописано в контракте с китайской стороной. Конфликт ТАПОиЧ с "Рособоронэксопртом" перерос в международный. И "Рособоронэкспорт" не нашел ничего лучшего, чем в 2006 году отказаться подтвердить Пекину вступление контракта на постройку заказанных самолетов в силу. Таким образом, до сих пор Россия формально как бы не подтвердила своих обязательств по производству самолетов для Китая. Это будет сделано только тогда, когда "Рособоронэкспорт" подпишет договор комиссии с новым головным предприятием (то есть, с МАК "Ильюшин").
В то же время такие действия российской стороны не значат, что ТАПОиЧ сразу останется "за бортом". Для развертывания производства Ил-76 в России потребуются средства, ресурсы и время. Таким образом, в первое время строительство Ил-76 по-прежнему будет производиться в Узбекистане. В качестве подрядчика корпорации "Ильюшин" ташкентский авиазавод построит пятнадцать самолетов с поставкой в 2008-2010 годах. Но одновременно стапеля для Ил-76 будут возводиться на Ульяновском ЗАО "Авиастаре"."
Да и то для Китая.