Предложение В.Кирьянова "неправильное" с юридической точки зрения, отметил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" депутат Госдумы Николай Харитонов. По его мнению, судить за правонарушение не водителя, а владельца автомобиля - "то же, что судить родителей, если дети совершили преступление". "Ответственность за дорожно-транспортное происшествие должен нести водитель, другого здесь не дано" - подчеркнул Н.Харитонов.
Ещё один депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил «Эхо Москвы», что предложения Кирьянова противоречат презумпции невиновности.
По его мнению, если владелец автомобиля может доказать свою невиновность в дорожном происшествии, то отвечать за него "он не может и не должен". По мнению В.Похмелкина, правонарушения "нужно фиксировать с помощью видеокамер" и это будет служить лишь "одним из доказательств вины лица, совершившего правонарушение". И в случае, если владелец автомобиля сможет предъявить дополнительные данные, доказывающие его невиновность, считает В.Похмелкин, отвечать перед законом он не будет.
Все дополнительные обстоятельства должны выявлять сотрудники ГИБДД, подчёркивает Похмелкин.
Грубым нарушением Конституции и Кодекса об административных нарушениях назвал предложения генерала Кирьянова ещё один видный защитник прав автомобилистов Леонид Ольшанский.
Автомобильный обозреватель «Эхо Москвы» Александр Пикуленко также говорит, что подобная инициатива нарушает гражданские права. Комментируя эту тему, Пикуленко предположил, какими соображениями руководствовались чиновники.
Известный юрист Михаил Барщевский заявил в эфире «Эхо Москвы», что подобная мера в конечном итоге вряд ли будет принята.
По мнению Барщевского, существует другой способ наказания правонарушителей - штраф за счёт страховки автомобиля.
Российские чиновники при принятии тех или иных спорных законов обычно предпочитают ссылаться на международный опыт. Не исключено, что рано или поздно ГИБДД обратит внимание на то, что в некоторых государствах ответственность возлагается как раз на владельцев автомобилей.
Дорожные кодексы стран Европы, США и Канады не слишком отличаются друг от друга. Однако в каждой стране есть своя специфика. Как правило, ответственность за ДТП несет тот, кто является его непосредственным виновником – то, кто находился за рулем, будь это его машина, или машина приятеля, взятая по доверенности. И это естественно – во всяком случае, что касается уголовного преследования. Однако есть и другие нарушения – более мелкие – как то превышение скорости, пересечение сплошной полосы или, например, правил парковки. В последнем случае ответственность, разумеется, несет владелец автомобиля. А вот с нарушениями во время движения сложнее. В США их фиксируют сотрудники дорожной полиции – останавливают машину, выписывают квитанцию тому, кто за рулем и так далее. А вот в Германии дорожным полицейским с некоторого времени на смену пришли видеокамеры. На пленку фиксируются номера машины, потом информация приходит в местные отделения полиции, и уже там владельцу посылают по почте штрафную квитанцию. И неважно, кто находился за рулем – владелец или кто-то еще. Бездушную технику интересуют только номера машины. Впрочем, владелец транспортного средства всегда может оспорить в суде как сам факт нарушения, так и собственную вину – если за рулем был кто-то другой. Правда, штраф он должен оплатить до этого – а уже потом судья решит, вправе ли податель жалобы получить свои деньги обратно. Есть еще один нюанс – он касается грузоперевозок. В Великобритании, если в аварию попадает дальнобойщик, ответственность несет не только он, но и корпорация, которой принадлежит грузовик. Это, кстати, принесло свои плоды – как заявил недавно британский комитет по безопасности движения, теперь крупные компании стали проводить дополнительное обучение водителей.
Радио ЭХО Москвы :: Новости / Победительницы детского Евровидения сестры Толмачевы вернулись сегодня в Россию