ндийская государственная нефтеперерабатывающая компания Indian Oil Corporation (IOC) в среду купила 3 миллиона баррелей российской нефти марки Urals сообщает издание Deccan Herald. Другая индийская нефтеперерабатывающая компания Nayara Energy приобрела около 1,8 миллиона баррелей российской нефти марки Urals у трейдера Trafigura, сообщает издание Economic Times.
Индия продолжит наращивать закупку российской нефти, как уже отмечалось, Дели может импортировать до 15 млн баррелей. Условия для приобретения сейчас более, чем выгодные – дисконт Urals к Brent составляет порядка $30-34 за баррель.
Так он прокомментировал высказывания канцлера ФРГ Олафа Шольца о том, что Германия работает над тем, чтобы полностью отказаться от угля и нефти из России. По его словам, отказ от таких поставок "может быть реализован очень быстро".
"Есть рынок в Юго-Восточной Азии, на востоке. Безусловно, выпадающие заявки на нефть будут компенсироваться заявками с того, восточного направления", - сказал представитель Кремля в ответ на вопрос ТАСС, как это решение может сказаться на российских нефтяных доходах, в том числе если и другие страны последуют этому примеру.
По словам Пескова, действительно, нельзя исключать, что "какие-то объемы будут выпадать". "Но в любом случае еще раз повторяем, все-таки мировой рынок гораздо более многогранен, чем только европейский. Хотя, безусловно, европейский рынок является премиальным", - отметил он.
"Может быть "провисание", но, опять же, какие-то механизмы по компенсаторике будут задействоваться", - подытожил пресс-секретарь президента РФ.
Еврокомиссия в марте предложила странам ЕС план сокращения зависимости от поставок российского газа на 67% до конца года в связи с ситуацией на Украине.
Удельные расходы на первичную энергию в текущем году удвоятся и превысят 13% глобального ВВП, повторив рекордный уровень 1980 года, следует из расчетов консалтинговой компании Thunder Said Energy (см. график). Нынешний скачок цен на углеводороды сопоставим лишь со случившимся в период глобального энергетического кризиса конца 1970-х годов. Аналогично тому, как шок сорокалетней давности дал толчок к реструктуризации мирового рынка энергоносителей и запустил волну роста энергоэффективности в ресурсно дефицитных странах, и текущий кризис повлечет за собой серьезные последствия.
"Погрузка на морском терминале остановлена полностью… Прием по трубопроводу происходит, но емкости резервуарной у нас осталось только до следующего вечера - завтрашнего дня, сокращение в перспективе (этого и следующего месяцев. - Прим. ред.) составит практически в пять раз", - отметил глава КТК.
При этом отмечается, что отгрузки нефти в Италию, Францию, США и Испанию по системе Каспийского трубопроводного консорциума в связи с аварией на причалах могут упасть в три-пять раз, следует из слов главы компании Николая Горбаня.
КТК в прошлом году отгрузил 585 танкеров. Основными направлениями стали Италия, куда было отправлено 213 танкеров. Также в направлении Франции отгрузили 39 танкеров, в США - 26, в Испанию - 41 судно. Поставки шли и идут и в ряд других стран.
"Естественно, остановка и сокращение погрузки приведут к тому, что отгрузка в эти страны упадет от трех до пяти раз", - сказал Горбань.
"Думаю, что все международные компании, которые занимаются прогнозами, будут в целом их пересматривать, потому что они были сделаны исходя из других предпосылок. Никто ранее не учитывал изменение геополитической и экономической ситуации. Стоимость нефти в пределах $80-150 за баррель в принципе возможна, но наша задача заключается не в угадывании, сколько будет стоить нефть, а в обеспечении функционирования нефтяной отрасли. Мы готовы продавать дружественным странам нефть и нефтепродукты в любом диапазоне цен"
Проблемы с логистикой только усиливаются. Если Китай закупит больше партий российской нефти, ему не понадобится такое количество из Саудовской Аравии — эти баррели нефти смогут поступать в Европу. Но это предполагает и более продолжительные рейсы, для совершения которых потребуется большее количестве танкеров и больше времени. "Более дорогие корабли. Более дорогой груз. Более дорогие транзитные сборы. Гораздо более длинные транзитные маршруты. Больше рисков пиратских нападений. Придется больше платить за страховку. Более волатильный по цене груз. Больше требований по внесению маржи. Больше необходимости в получении банковского кредита".
Те же самые расчеты применимы к множеству других товаров. "Россия экспортирует все основное сырье, которые можно только представить, и такие же проблемы появятся и с другими товарами, а также с судами, которые перевозят сухие грузы, в отличие от жидких. Возникнут серьезные проблемы, сплошной хаос", — пишет Пожар.
Поэтому Пожар считает, что торговля вступает в эпоху "нового мирового порядка", когда страны стремятся накапливать не валютные резервы, а запасы сырья, и где вместо цепочек поставок "точно в срок" будут запасы товаров на всякий случай и дублирующие цепочки поставок. Он считает, что печатание денег как панацея от всех экономических недугов закончится. "Можно печатать деньги, но не нефть для обогрева или пшеницу для еды".
Как заявил на Ямальском нефтегазовом форуме гендиректор ФБУ «Государственная комиссия по запасам» (ГКЗ) Игорь Шпуров, подземные хранилища для нефти могут понадобится на случай проблем с ее сбытом из-за санкций. По его словам, такие резервуары будут создаваться по аналогии с подземными хранилищами газа.
«У США такие подземные хранилища есть давно, в соленосных отложениях. Они вмещают в себя около 100 млн т нефти. Наши подземные хранилища сегодня тоже возможны, в соленосных бассейнах можно создать подобные хранилища либо такой, либо большей мощности», — отметил Шпуров.
Эксперты уверены, что в России нет никаких препятствий для того, чтобы сооружать резервуары аналогичной или даже большей вместимости.
Как рассказал «Известиям» независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, хранилища можно формировать в соленосных отложениях (путем их размыва), залегающих в недрах различных регионов России, в том числе Московской и сопредельных с ней областей.
«Хранилища можно создавать в водоупорных глинах или отработанных шахтах, но это не самый предпочтительный вариант: формирование полостей в глинах сопряжено с применением взрывов, эффект от которых заранее трудно просчитать. Закачка же нефти в шахты может привести к ее заражению тяжелыми металлами, если речь идет о горных выработках по добыче руд», — пояснил эксперт. По его оценкам, суммарная емкость подземных хранилищ нефти в России может составить 50–100 млн т.
Идею создания подземных хранилищ нефтяного резерва стали активно обсуждать в 2020 году, когда из-за ковидных ограничений спрос на нефть рухнул. Тогда в Российском газовом обществе (РГО) говорили, что нужно создать резерв в объеме 10–20% от годовой добычи (в 2019 году она составила 561 млн т, в прошлом году 524 млн т). Как оценивали в РГО, на создание таких хранилищ с нуля требуется 10–12 лет, если же делать это на базе истощенных месторождений — можно уложиться и в 3–5 лет. По оценкам Шпурова, на подготовку технико-экономических обоснований и предпроектной проработкой таких хранилищ может потребоваться два-три года, но делать это необходимо.
«С технической точки зрения сооружать подземные нефтяные хранилища в естественных и искусственных емкостях вполне возможно. Они безопаснее надземных резервуаров, поскольку практически исключают риск разлива жидкости. Кроме того, подземные нефтехранилища не имеют предельного объема: в них можно закачивать довольно большое количество нефти»
В отсутствие свободных мест для хранения выход на текущий момент — сокращение добычи. По оценке Райффайзенбанка, российские нефтяные компании пока не начали сокращать добычу, но им придется это делать уже в мае. А по прогнозу ценового агентства Argus это произойдет уже в апреле — сокращение составит примерно 800 тыс. баррелей в сутки. В Международном энергетическом агентства (МЭА) допускают падение на 3 млн баррелей в день — это треть всей добычи.