Есть такая книга: Ирвинг "Разгром конвоя PQ-17". Хорошо ангичанин пишет, получше того же Лиддел-Гарта. Он еще "По следу лисицы" про Роммеля написал, только вот я на русском эту книгу не видел.
israel>по-моему надо разделить 2 диррективы: перехват немцев ближним и дальним прикрытием и рассеивание конвоя. первая директива полностью разумна: ближнее (крейсера) и дальнее (2 линкора и авианосец) прикрытие не предназначены для непосредственной охраны транспортов, их задача: перехватить вражескую эскадру до подхода к конвою. именно эту задачу они и получили, т.е. все правильно. за ними увязались 6 эсминцев из непосредственного прикрытия. во-1, на это приказа не было. во-2, достаточно оправдано учитывая сильный состав немецкой эскадры. в-3, с конвоем остается дюжина эскортных кораблей, которе вполне могут отбится от ПЛ и авиации (тем более что в случае эскадренного боя авиацию бы перенацелили туда). а вот второе решение проблематично, но вряд ли предательски. ведь англичане многократно применяли его в Атлантике для собственных конвоев в тяжелых ситуациях, как правило оно себя оправдывало. но специфика театра, отсутствие боя эскадр и элементарное невезение сыграли свою роль. тут можно обсуждать вопрос о плохом прощете ситуации Паундом со товарищи, но "предательства империалистов" тут явно не было.
Радиограмм из адмиралтейства действительно было две, первая контр-адмиралу Гамильтону(командующим ближним прикрытием конвоя) "Весьма срочно. Крейсерам на полной скорости отойти на запад" И все. О задачах эсминцев из непосредственного охранения конвоя ничего в радиограмме сказано не было. Гамильтон приказал кап-1 Бруму (командиру охранения конвоя) отходить вместе с ним, невзирая на то, что 2 из 6 эсминцев охранения ("Фьюри" и "Оффа") вообше были не эскадренные, а экскортные, то есть не имели торпедных аппаратов. Это решение было выполнено с такой спешкой, что был оставлен эскадренный танкер "Олдерсдейл", предназначенный для пополнения топлива эсминцев и брошен на произвол судьбы гидросамолет "Волрэс", отправленный с флагманского ТК "Лондон" на ледовую разведку.
Позже пришла 2 радиограмма, приказывающая конвою рассредоточится. И тут английские корабли охранения повели себя не лучшим образом. Так, корабль ПВО "Позарика" присоединил к себе (по праву сташинства) сторожевики "Лотос" и "Ла-Малоне" и на полной скорости ушел от пытавшихся последовать за ним трех американских транспортов, напоследок прказав им изменить курс и не идти за ним. Исключение составил лишь командир траулера ПЛО "Айршир" кап-3 Грэдуэлл, взявший под охрану три транспорта. Эта группа, кстати добралась в конце концов до Мурманска.
Насчет "применяемого ранее англичанами рассеивания конвоев"- тут израэль правильно заметил, специфика сработала, и не в пользу англичан. В Атлантике конвои рассредотачивались только при появлении на горизонте немецкой эскадры, при этом корабли охранения пытались ценой собственной гибели дать время транпортам уйти ("Равалпинди" и "Шарнхост"). Но. Во-1х, район рассредоточения конвоев в Атлантике находился под полным контролем с воздуха ангийской авиации- это давало возможность "поприжать" подлодки немцев и быстро собрать конвой , а во-2х, вдали от вражеского берега, что исключало действие немецкой авиации. Не случайно наибольшее число транспортов PQ-17 пришлось на долю Ю-88.
А что немцы? У Шнивинда был строгий приказ Гитлера- всупать в бой с прикрытием конвоя, если там не будет линкоров. Но немецкий самолет-разведчик, видевший кресера Гамильтона накануне, принял ТК "Лондон" за линкор из-за фальшивой второй трубы, немцы выждали еще сутки с вводом "Тирпица", тем более, что при переходе из Тронхейма в Нарвик "Хиппер" и 3 эсминца наскочили на камни и не смогли участвовать в операции. Потом "Тирпиц" (уже после рассретдоточения конвоя)с эскадрой все таки вышел из порта, но последоватьно был обнаружен английским самолетом, ПЛ"Аншейкн", и наконец ПЛ К-21 Лунина.
Радиограммы об обнаружении были перехвачены немцами и одновременно они получили новость-конвой рассредоточен, а значит, можно не рисковать надводными кораблями и добивать его ПЛ и авиацией.
А козлом отпущения сделали Гамильтона.