Не знаю, относится это ко второму фронту, или к ленд-лизу. Но напомню я одну историю. Это история советских поршневых авиадвигателей.
1. Только один тип мотора в советских ВВС имел чисто советское происхождение. Это мотор Микулина. Но, имея высокую мощность, он имел весьма посредственные удельные характеристики.
2. Двигатели воздушного охлаждения были от Райта (серия "Циклон") и от Гном-Рона.
3. Двигатель водяного охлаждения - лицензионный "Испано-Сюиза".
Лицензии были куплены. Закуплено оборудование. И, главное, получен доступ на результаты всех усовершенствований лицензионных двигателей. До 39г. всё шло нормально.Советские двигатели, хоть и уступали своим зарубежным "родителям" в ресурсе, но не отставали в мощности, более чем на год. Но, после подписания договора с Германией, СССР лишился доступа к новым разработкам. Своими силами получалось плохо. Явно не хватало опытных кадров. В результате, мощности двигателей стали резко отставать.
С чем встретили ВВС СССР начало войны.
1. М-105 - 1050л.с.
2. М-63 - 1100л.с.
3. М-88 - 1100л.с.
4. М-82 - 1350л.с.
М-63 было уже бессмысленно модернизировать, остальные моторы, кроме М-82 имели европейские корни, поэтому модернизировать из приходилось только своими силами, а М-82, имел американские корни, и даже, имел аналог R-2600. Благодаря техподдержке со стороны Райта, М-82 стал быстро совершенствоваться. Уже в 1942г. была выпущена модификацич Ф, которая позволяла давать мощность 1700 л.с. К 43г. отработана система непосредственного впрыска и проведено дальнейшее форсирование.
В результате, это был единственный советский авиадвигатель, удельные параметры которого соответствовали параметрам лучших моторов. Попытки Климова усовершенствовать "Испано" привели к сомнительному результату. В 107-й модели подобрались к удельным параметрам американских и английских моторов, а в 108-й модели - почти достигли, но оказались без ресурса.