[image]

Полёты на вертолётах - как шанс лётчикам, списанным с боевых самолётов

 
1 2 3 4 5 6 7 18

Okab

опытный

По разным причинам лётчики с боевых самолётов оказывались на вертолётах.
Лично я был списан с СУ-17М2 на землю с остротой зрения 0,4 на оба глаза.
В 80-м году в Москве у Фёдорова С.Н. операционным путём восстановил зрение, но максимум чего добился в ЦНИАГЕ, двойное управление.
Уже потом я понял командующего авиации ЮГВ Королькова, почему он настойчиво предлагал мне пойти на вертолёты, а не на транспортники, которыми я доставал его в своих рапортах.
За 15 лет полётов на вертолётах Ми-8 пришлось поучаствовать в боевых действиях в Афганистане, бомбить, стрелять ракетами и даже из пушек, летать на минимальных высотах, недоступных скоростным самолётам, посмотреть мир, познакомиться с такими известными людьми как Мать Тереза и многое-многое другое.

Эта ветка и для тех, кому пришлось полетать на данном виде авиационной техники и для всех, кто интересуется боевыми возможностями и способами боевых действий вертолётов.

З.Ы. Кстати некоторые наши однокашники были сразу после училища направлены на МИ-24 не имея ограничений по здоровью. Нам уже в процессе учёбы говорили, что всем мест в ИБА не хватит :)
   
19.03.2007 12:24, Fakir: +1

Klim

опытный

Павел!
Думаю, по прошествии лет ты не очень жалеешь, что свой лётный путь продолжил на винтокрылой технике.
Где бы ещё в полной мере вкусил такого супер универсализма в работе и многогранности ощущений, как не на вертолёте.
Вертолётчикам, как никому другим, досталось в Афгане. Настоящие пахари и рабочие войны.
   
Это сообщение редактировалось 20.03.2007 в 14:44

Okab

опытный

Klim> Павел!
Klim> Думаю, по прошествии лет ты не очень жалеешь, что свой лётный путь продолжил на винтокрылой технике.

Жалеть или не жалеть – постановка вопроса наверное не самая правильная.
Лично для меня это на самом деле оказался может быть единственный шанс летать, и при этом выполнять задачи по уничтожению наземных целей, то, для чего меня готовили как И**шника.
Сначала конечно вертолёт меня разочаровал, не те скорости, развороты блинчиком со смешными кренами.
И вообще это другая авиация, другая техника пилотирования ( кстати, требующая более тонкие и координированные движения органами управления) другая динамика полета, другой уровень взаимоотношений.
Но потом пролетел на ПМВ, когда зайцы от ужаса кувыркаются через голову, (дело было в Венгрии, поэтому пока до полигона долетишь как минимум десяток ушастых увидишь) и почувствовал динамику.
Ну, а когда перед Афганом в Кагане командир эскадрильи провёз нас на пилотаж и боевое маневрирование и я посмотрел как Ми-8МТ заваливает крены под 90, делает пикирования , горки и боевые развороты, то проникся к этой машине уважением.
   

Okab

опытный

Ми-8МТ на плошадке перед штабом 40-й армии (Дворец Амина)
В Баграмской эскадрильи у нас было несколько облегченных бортов (сняты фермы с вооружением, "уши", задние створки с грузового отсека, и всё то,что можно снять не нарушая безопасность полета) для посадки на горные площадки выше 3км.
На фото как раз такой "голубь мира" с одним носовым пулемётом.

На втором фото лётчик Ми-24 в боевой амуниции. Удобная вещь была - носимый аварийный запас в виде жилета. Появился в конце афганской войны. Интересно, сейчас что то похожее в той же Чечне используется ?
Прикреплённые файлы:
222.jpg (скачать) [392 кБ]
 
111.jpg (скачать) [339 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 21.03.2007 в 12:11
DE Александр Леонов #20.03.2007 19:43
+
-
edit
 
Да Паша, кроме нас с тобой, видно больше никто на вертушки не пересаживался :)
   
RU Зеро #20.03.2007 19:51  @Александр Леонов#20.03.2007 19:43
+
-
edit
 

Зеро

аксакал

А.Л.> Да Паша, кроме нас с тобой, видно больше никто на вертушки не пересаживался :)
А у нас братан был "чистым" вертолётчиком...Сызрань заканчивал
Так помню, всё нам доказать пытался, что полёт на 10м на ск-ти 200 на вертушке по сложности не уступает полёту на 50м на ск-ти 800 на с-те
Гы..он то доказывал, а мы с ним и не спорили)))
   
RU фланкер #20.03.2007 20:02
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

Я всласть поносился на Ми-8,когда в качестве РПП и ГРП на полигон Пойли доставляли.Это было очень часто.Был очень любимый экипаж,ком.аэ(к сожалению фамлию не помню,но если б фото было тех лет опознал бы)-из Телави.Он сажал меня на место второго пилота и давал порулить туда и обратно на следующий день.Сначала при включенном САУ,но я ж, как "опытный пилот ИБА" сильно ничего и не трогал,т.е. не мешал вертушке лететь самой.Это я уже потом догадался по светящейся зеленой лампочке"САУ вкл.",что я в режиме САУ пилотирую.
Еще думал,ну и че ж тута сложного?!!!Главное ему не мешать.Ну посадку мне не доверяли,грят еще подучиться надобнать.

Зы.Маладой был и глупый,но перспекти-и-и-и-вный,ну очченнння!!!
   
RU Okab #20.03.2007 21:11  @Александр Леонов#20.03.2007 19:43
+
-
edit
 

Okab

опытный

А.Л.> Да Паша, кроме нас с тобой, видно больше никто на вертушки не пересаживался :)

ХАН обещал кого то из друзей перетянуть с других форумов, которые тоже на этом чуде техники летали.
Так что глядишь и у нас народу прибавится.
   

Luchnik

аксакал
★★

Okab> ХАН обещал кого то из друзей перетянуть с других форумов, которые тоже на этом чуде техники летали.
Okab> Так что глядишь и у нас народу прибавится.

Иногда на Авиабазу заходят DPD и Шурави - но они "чистые" вертолётчики.
   
DE Александр Леонов #21.03.2007 08:57
+
-
edit
 
Шурави давно не заходил помоему.
   
RU Д.Сергей #21.03.2007 09:08
+
-
edit
 

Д.Сергей

опытный

ОКАБ, тебе Кусов Владимир Михайлович не попадался в Афгане. Командир Ми-8 с 79 по 89гг.?
   
RU Okab #21.03.2007 09:45  @Д.Сергей#21.03.2007 09:08
+
-
edit
 

Okab

опытный

Д.Сергей> ОКАБ, тебе Кусов Владимир Михайлович не попадался в Афгане. Командир Ми-8 с 79 по 89гг.?

Не, фамилия незнакомая, хотя может по жизни где и пересекались.
   

Okab

опытный

Когда мои однокашники многие были уже лётчиками 1-го класса и командирами звеньев , я начал на вертолётах с правой чашки. И в первом Афгане сначала летал летчиком-штурманом в экипаже своего одногодки, а потом штурманом звена с матёрым КЗ, который многому меня научел, за что ему очень благодарен.
Как то было немного свободного времени, и я постарался в художественной форме изложить некоторые события того периода. Выношу на ваш суд небольшой фрагмент из рассказа, который я назвал "Один день из жизни вертолётчика" Это конец июля 83 года, я ещё "молодой" лётчик-штурман.

"...пора бы уже пообедать. Но нас вызывает командир эскадрильи. Срочная задача – выполнить облёт нашей зоны ответственности на предмет поиска караванов с оружием. Две досмотровые группы десантников 345-го воздушно-десантного полка, того самого, о бойцах которого сегодня снят фильм «9 рота», уже прибыли и нашему экипажу срочно готовят запасной вертолёт с исправной радиосвязью. Вылет через двадцать минут. Успеваем что-то бросить в желудок, и снова перед глазами проплывают привычные пейзажи.
Ругаем про себя начальство - какой дурак будет днём перевозить по караванным тропам оружие. За три года войны душманы тоже кой чему научились и делают это обычно под покровом ночи. Заканчиваем проверку заданного района и направляемся домой. Переваливаем очередной хребет, и прямо под собой видим цепочку навьюченных лошадей и верблюдов. Лихо проносимся над караваном, бортовой техник длинной очередью из пулемёта взбивает пыль метрах в двухстах впереди него. Для всех караванщиков в Афганистане это означает, что необходимо остановиться и ждать пока мы поочерёдно высадим досмотровые группы и они под нашим прикрытием с воздуха приступят к досмотру груза. Однако эти ждать не стали, а начали разбегаться в разные стороны. Такое бывает, если везут оружие. А может просто испугались.
Докладываем обстановку на КП и на удивление быстро получаем ответ - уничтожить своими силами. Выполняем маневр для атаки, и вот уже, оставляя дымный след к земле с шипением устремляется несколько десятков ракет. Когда начал рассеиваться дым и пыль от разрывов, видим, что часть вьючных животных сбилась в кучу, а от каравана отделилась группа всадников на лошадях и во весь опор скачут к расположенному в паре километров кишлаку. Виктор (ведущий пары) принимает решение всё-таки высадить десантников и посмотреть, что в тюках, а нас просит заняться всадниками.
Десять-двенадцать лошадей слегка растянувшись вдоль сухого русла реки преодолели наверное уже треть расстояния до кишлака. Выполняем заход с высоты несколько сот метров, вертолёт круто устремляется к цели. Пилотирует Иван, я смотрю за режимом и мягко держусь за управление. Бортовой техник открывает огонь из носового пулемёта, кабина наполняется кисловатым дымом, на пол сыплются стреляные гильзы. Иван ведёт огонь из двух пулемётов, укреплённых снаружи над фермами с вооружением. Примерно каждый третий патрон в лентах трассирующий, и хорошо видно, как смертельные светлячки уносятся к земле. Высота быстро уменьшается, выводим вертолёт почти над головами всадников. Энергичный набор высоты с разворотом для повторной атаки. Зайти бы пониже да на малой скорости, вот тогда бы они от наших трёх пулемётов никуда не делись. Но, судя по блеску глаз, Иваном сейчас руководит не здравый смысл, а азарт охотника, подогреваемый ещё не выдохнувшимся бренди. Поэтому опять переходим в крутое пикирование и открываем огонь из всех стволов. Пулемёты как по заказу работают безотказно, как швейные машинки. Земля уже совсем близко, видно, как пули вышибают фонтанчики под копытами лошадей. А они продолжают нести седоков к спасительным улочкам кишлака. Неуязвимость всадников завораживает. Напоминаю о высоте, затем ещё раз, и наконец уже кричу, сопровождая ненормативной лексикой. В последний момент буквально переламываем вертолёт, который содрогаясь всем корпусом на режиме зубодробительной тряски нехотя выходит из снижения. Впереди стеной поднимается крутой склон, проходим буквально в метрах от него, в памяти как на фото отпечатываются камешки и какая-то хилая растительность. Ещё секунда, и нас бы пришлось соскребать с этого склона. Но испугаться не успеваем, снова вверх и заход на цель. Пилотирование идёт за пределами эксплуатационных ограничений, за такой пилотаж в мирной обстановке в Союзе в два счёта можно навсегда распрощаться с лётной работой. Видим, что от кишлака всадников отделяют несколько сотен метров. Опять стучат пулемёты и трассы тянуться к скачущей группе. Снова земля несётся навстречу, и на выходе из атаки видим потные спины всадников. Понимаем, что эта атака последняя, среди глиняных стен и домов они недосягаемы, да и самим можно нарваться на заградительный огонь. Сегодня удача на их стороне. Это только в кино Анка-пулемётчица одним пулемётом выкосила несколько полков. В жизни всё не так просто. Зато адреналина и мы и они получили с избытком.
Возвращаемся к каравану, а там в это время разыгрался свой сценарий. После того, как Виктор высадил десантников и произвёл взлёт, по досмотровой группе открыли такой шквальный огонь со склонов, что они залегли среди валунов, а он в результате потерял их из виду. Хорошо, что они догадались обозначить себя дымовой шашкой с оранжевым дымом. Мы застали момент, когда последние десантники, отстреливаясь, уже заскакивали в вертолёт и Виктор успешно смог взлететь, получив всего несколько пробоин обшивки. Одним словом легко отделались. Докладываем обстановку и разрядив остатки боекомплекта по недружелюбным склонам гор направляемся домой, тем более что топлива осталось, как говориться, впритык. На аэродроме нас встречает командир эскадрильи. Поскольку командующий был возмущён наглостью душманов, разгуливающих средь бела дня почти рядом с аэродромом, приказано безнаказанно их не отпускать. Уже готовы к взлёту четыре вертолёта огневой поддержки Ми-24 с полным боекомплектом, и им нужно только показать цель, а они своего не упустят, смешают всех с землёй. Поэтому наши вертолёты быстренько заправляют и заряжают, и через пятнадцать минут мы снова в воздухе. Чуть в стороне за нами хищные силуэты боевых вертолётов.
Вот оно знакомое сухое русло реки. Ни одной живой души. В радиусе часового перехода ни одного вьючного животного не обнаруживаем. Как удавалось душманам укрывать караваны в подобных ситуациях для меня до сих пор остаётся загадкой. Солнце, между тем , скрывается за горными вершинами Гиндукуша, и начинает быстро темнеть... "
   
RU Алдан-3 #21.03.2007 09:56
+
-
edit
 

Алдан-3

аксакал
★★☆
Вопрос, когда готовятся к взлёту и включают многочисленные тумблеры ;) в определённый момент раздаётся такой неприятный высокий звук... что это так противно шумит ?

(Ми-8)
   
RU Okab #21.03.2007 10:13  @Алдан-3#21.03.2007 09:56
+
-
edit
 

Okab

опытный

Алдан-3> Вопрос, когда готовятся к взлёту и включают многочисленные тумблеры ;) в определённый момент раздаётся такой неприятный высокий звук... что это так противно шумит ?

Не совсем понятно, о каком этапе идет речь. Если включают тумблеры, то возможно это подготовка к запуску двигателей и резкий высокий звук, это запуск газотурбинного двигателя АИ-9В, который используется на земле и полете для подачи воздуха в систему запуска двигателей вертолетов Ми-8АМТ, Ми-17, Ми-24, Ми-28 и др. и для питания энергией бортсети вертолета при проверке электро- и радиооборудования. При необходимости его можно использовать в качестве резервного источника электроэнергии. Расположен сверху фюзеляжа за отсеком главного редуктора.
   
RU Алдан-3 #21.03.2007 10:17
+
-
edit
 

Алдан-3

аксакал
★★☆
Да, наверное это именно оно, перед запуском основных двигателей противно так воет (оно и потом воет но за движками и хлоп-хлоп винта это не так заметно).

Спасибо.
   

Okab

опытный

Зеро> Так помню, всё нам доказать пытался, что полёт на 10м на ск-ти 200 на вертушке по сложности не уступает полёту на 50м на ск-ти 800 на с-те
Насчёт сложности сравнивать не буду, а вот адреналина хватает.
Особенно если не сам пилотируешь :)
   

Alex 129

координатор
★★★★★
Okab> ...посмотреть мир, познакомиться с такими известными людьми как Мать Тереза

А где и при каких обстоятельствах? :)
   

NickV

втянувшийся

Летал на Су-7б.Командир эскадрильи.По некоторым причинам стал штатным РП.
Предложили должность НШ в вертолетный полк.Я попытался отказаться,но КОМ.ВА коротко спросил"Хочеш засохнуть на ШРП?" Я согласился и на следующий день уже был в КОБРИНЕ.Было тяжело.Днем работаеш в штабе,а на ночь летиш на запасный аэродром старшим летной смены.В полку по штату было 5 эскадрилий,80 вертолетов,поэтому работали постоянно в две смены и с двух аэродромов.Переучился на МИ-8т(МТ).Летал до увольнения в запас.
В арм. ав. с 1979 по по 1993г. Не жалею,даже рад,что пришлось летать на Совершенно другой технике.После увольнения вернулся на самолеты ,но уже в аэроклубе. Полковник ВОЙТОВИЧ Н.П.
   
21.03.2007 13:30, Fakir: +1
21.03.2007 16:03, кщееш: +1: добро пожаловать

Okab

опытный

NickV> Я согласился и на следующий день уже был в КОБРИНЕ.Было тяжело.Днем работаеш в штабе,а на ночь летиш на запасный аэродром старшим летной смены.В полку по штату было 5 эскадрилий,80 вертолетов,поэтому работали постоянно в две смены и с двух аэродромов.Переучился на МИ-8т(МТ).Летал до увольнения в запас.

А мы видимо в одно время в Белорусси были, я с 88 по 92 летал в Пружанах.
Володя Нагаев из Кобрина был у нас замкомэском, мой хороший друг.
Старший штурман тоже из Кобрина пришел, и фамилия Войтович что то очень мне знакома, Покрайней мере на слуху.
   
RU Barbarossa #21.03.2007 15:56
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Не совсем в тему скажу. Все таки вы летчики остаетесь в одной сфере - неважно вертолет или самолет.
А со мной в госпитале один офицер лежал. он сначала на БФ на ДПЛ радиометристом служил, а как там лодки под нож пустили, переучился на оператора на А-50.

Вот так из под воды в небеса.
   

NickV

втянувшийся

Okab!
Был в БОБРУЙСКЕ нач. штаба авиации армии.После сокращения ушел в МИНСК в управление ст. инспектором- нач.ВОТП.(1990-1993г.).Бывал во всех частях.
   
RU севан #21.03.2007 17:13
+
-
edit
 

севан

опытный

Войтович...Войтович...Вроде по телеку показывали ...правда не помню в какой программе..
   

Klim

опытный

Вот рабочее место (левое и правое) авиационных тружеников.
Прикреплённые файлы:
 
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Klim

опытный

И общий вид.
Прикреплённые файлы:
 
   
1 2 3 4 5 6 7 18

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru