volk959> И даже "Туманность Андромеды" Ефремова перевели - возможно, как прикол - мол, "у нас про эти межзвездные дела книги еще с начала века выходят, а теперь вот и какой-то русский тоже написал".
Вот, кстати, Гаков, хотя Коула и упоминает, но "по-настоящему" межзвёздную фантастику отсчитывает с 1928 года.
"Ученые-популяризаторы,
даже просвещенные теологи на страницах своих сочинений забирались аж в
другие галактики, но почему-то молчали писатели-фантасты. "Воображение
писателей-фантастов буквально загнивало, ограниченное рамками Солнечной
системы, пока, наконец, в 1928 году "Космический жаворонок" Эдварда Смита не
раздвинул духовный горизонт до возбуждающих галактических просторов", -
писал большой знаток ранней американской фантастики Сэм Московиц.
Автор "Космического жаворонка" - невольная "звезда" научной фантастики,
ибо писатель откровенно слабый, способный воздействовать разве что на
воображение американского мальчишки, запоем поглощавшего всю фантастику без
разбора полвека тому назад, - оказался пионером. Первый полет к звездам
совершен в его романе, и имя его будет занесено на скрижали космической
летописи. Что же касается литературной стороны, то... герой-супермен Ричард
Сетон, наделенный от природы всеми мыслимыми добродетелями; его невеста в
амплуа "инженю"; суперзлодей Дюкен по прозвищу "Чернуха", умыкающий невесту
Сетона на супер же звездолете; гонки по всей Галактике, псевдонаучная
тарабанщина, мордобитие и стрельба из супероружия...
Но поистине удивительна судьба этого романа.
Шутки ради начав писать его вместе с приятелем еще в 1915 году, молодой
химик Эдвард Смит вскоре забросил эту затею и случайно вернулся к рукописи
пять лет спустя А дальше началась форменная фантастика: все с нетерпением
ждали пионера, который смело устремит свою фантазию к звездам, а рукопись
Смита кочевала из редакции в редакцию, везде встречая отказ.
Говорят, что не было в ту пору в Америке редактора, занимавшегося
фантастикой, который не читал бы произведения Смита. Однако все в один голос
настоятельно советовали автору слегка попридержать разыгравшееся
воображение. Редакторы считали, что их читатель, хотя и воспитан на научной
фантастике, все же найдет, что полет за пределы Солнечной системы - это уж
слишком.
И восемь долгих лет мир фантастики был ограничен невидимой чертой...
Как ни был беспомощен роман, на фоне такого дремучего консерватизма Смит
выглядит, право же, привлекательнее!
Ну что, казалось бы, стоило Уэллсу, или Конан-Дойлю, или кому еще
забросить своих героев куда-нибудь подальше за орбиту Плутона! Не пришлось
бы впоследствии краснеть за "первый роман о полете к звездам". Однако
классики молчали, в лучшем случае удостаивая вниманием планеты, в то время
как рукопись настырного Смита медленно, но верно пробивалась к славе.
В конце концов, для летописцев неважно, на сколько именно световых лет
"махнули" в космос его герои, приключения которых если и заслуживают
названия, то не "космической оперы", а "оперетки". Существенно в данном
случае другое: худо-бедно, но выход за пределы системы состоялся."