cyxymu.livejournal
По просьбе моих ЖЖ друзей решил написать немного и об остальной Грузии. Не все же время про Абхазию писать...
Итак, после ухода Шеварднадзе много чего в Грузии изменилось, многое в лучшую сторону, некоторое - в худшую. Постараюсь как можно объективнее и непредвзято описать сегодняшную ситуацию.
Начну с проблем. Самая большая проблема Грузии - временно нарушенная территориальная целостность, на большей части территории Абхазии и около половины Южной Осетии не распространяется юрисдикция Грузии. Затем идет проблема безработицы, наркомания, проблему оттока людей уже вроде решили.
Правая оппозиция: "Новые правые" - лидер Давид Гамкрелидзе, "Предприниматели" - лидер Гоги Топадзе, "Консерваторы" - лидер Дзидзигури, Республиканская партия - лидеры Давид Бердзенишвили и Иркали(?) Усупашвили, ЭДП - народно-демократическая партия - (кто лидер не знаю, раньше была Ирина Саришвили), "Путь Грузии" - лидер Саломе Зурабишвили.
Левая оппозиция: Лейбористы - лидер Шалва Нателашвили, Коммунистическая партия - кто лидер тоже не знаю, партия "Свобода" - лидер Ирина Саришвили
Из всех партий только Националы, новые правые, предпринематели и лейбористы могут фактически претендовать на места в парламенте, у остальных нет достаточно сторонников, чтоб маломальски влиять на политическую жизнь
В политику пришло много молодежи, как в во власть, так и в оппозицию, и это придает некоторый молодой азарт всему, что делается в Грузии, это и хорошо и плохо. Хорошо то, что молодежь не была включена в коррупционные дела прошлого, плохо же, что часто им не хватает прагматизма, который приходит с возрастом.
Вообще в Грузии много вкладывается в молодежь, к примеру по всей Грузии построенны сотни стадионов, развивается массовый футбол, приятно видеть, как едти идут играть, вместо того чтоб стоять на бирже.
После реформы в таможенной сфере большая часть доходов бюджета стали поступать из этого ведомства. К примеру, после революции в газетах были опубликованны списки автомашин, которые были растаможенны в Грузии с нарушением закона. Машины растомаживали как стиральные машины, у моего сотрудника машина оказалась как душевая кабина. Всех их тогда заставили оплатить разницу, но позже деньги вренули. т.к. во многих случаях автовладельцы платили таможенникам полную сумму, а те клали часть себе в карман и лево оформляли документы. Таможенники тоже сели, и крупно.
Из-за дыр в границе не удавалось пресечь контрабанду из Южной Осетии, вследствии чего разгорался новый конфликт, из-за ликвидации грузинской таможней рынка в районе с. Эредви, где продавался контрабандный из России товар. Хотя надо признать, что перекрытие потока контрабанды существенно сказался на ценах товаров в Тбилиси, которые выросли более чем в полтора раза. Выросли и цены на сельхозпродукцию, т.к. стали растомаживать ее и на границе с Азербайджаном. Доходило и до маразма, когда любую продукцию надо было растаможивать по единому коэфициенту и стоимость растаможки превышала стоимость продукции, к примеру арбуз надо было растаможить за 5 долл.
Еще при Шеварнадзе Грузия стала развиватся как транзитная страна. Были задуманы нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Шахдейниз-Тбилиси-Эрзерум, первый уже работает, его заполняют как азербайджанской нефтью, так и казахской, которая приход пока танкерами из Актау. Газопровод тоже готов и по нему Грузия получает газ из Азербайджана по цене 60 долл за 1000 куб метров, тогда как Россия подняла цену на газ до 235 долл за 1000 куб метров. Диверсификация рынка сильно помогло Грузии освободится от зависимости в российских энергоносителей. Еще 2 года назад Грузия стала восстанавливать свои ГЭС, строить новые и сегодня Грузия не только не покупает электричество из-за границы, но и поставляет его на экспорт, и вот уже 2 зимы в Грузии не отключали электричество, разве что из-за аварий.
ООО Грузинская Железная Дорога - это страгеческий объект экономики Грузии. Грузинская ЖД провозит милионы тонн груза из портов Батуми и Поти в направлении Армении, Азербайджана, Среней Азии и обратно. Сегодня это одно из самых доходный предприятий Грузии, и оно продолжает развиватся, увеличивается грузопоток, улучшается сервис, растет парк вагонов и локомотивов. Пару месяцев назад был подписан договор, по которуму Грузия, Турция и Азербайджан начинают строить новую магистраль Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. На территории Грузии надо достроить только 20 км, и восстановить старую действующую ветку. По этой магистрали обещают перевозить до 15 млн тонн груза в обе стороны, проектом заинтересовался Казахстан, и обещал наполнить этот корридор и своим грузом.
Та же компания вошла в грузинский банковый бизнес, купив акции небольшого грузинского банка. Кроме них, в банковской сети Грузии действуют банк Сосиете Женераль Пари, Внешторгбанк. Однако много банков работают полностью независимо, набольшей популярностью пользуется Банк Грузии (Bank of Georgia), TBC, за ними идут Банк Республика (как раз партнер французов), Прокредитбанк, Народный банк. Последний в народе называют будкой, т.к. офисы открыты даже во всех селах Грузии, правда за счет их качества. 2006 год был годом бума банковского дела, рейтинги банков сильно поднялись, и даже BOG вышел на торги Лондонской фондовой биржи.
Еще в 2004 году была проведена реформа полиции, когда всю ГАИ распустили и отправили по домам. Вместо них привели молодых людей обих полов, подготовили, хорошо одели, дали хорошую зарплату, посадили в хорошии машины и с тех пор в Грузии взятки на дорогах не берут. Патрульная полиция, как ее назвали, стала символом новой Грузии и патруль вовсю старается не ударить лицом в грязь, они работают и как полицейские, и как спасатели.
В ТВ идет ежедневная передача о их работе, что тоже повышает их рейтинг.
Ситуация с криминальной полицией не так красноречива, как в случае с Патрулем. Тут во многом остались работать старые кадры, и хоть того, что раньше творилось в отделениях и близко нет, но все же случаются факты насилия по отношению к задержанным.
Исправительная система тоже нормализируется, строятся новые тюрьмы, чтоб осужденные находились в человеческих условиях, т.к. большинство тюрем в Тбилиси были позапрошлого века. Требует реформы и судебная власть, т.к. в последнее время она стала как бы приложением к прокуратуре.
В Тбилиси построен новый аэропорт, и хотя надо признать, что его качество не особо вызывает восторги, но он на несколько голов выше того, что было раньше. Еще один международный аэропорт строится в Батуми, при этом он будет иметь и статус внутреннего аэропорта турции, что дает возможность пассажирам лететь из Батуми в Турцию по внутритурецким ценам, что увеличит пассажиропоток. Грузинская аианавигация обеспечена самым современным оборудованием, что повышает безопасность полетов, тем самым повышая рейтинг корридора над Грузией и увеличивая доход государства.
Во первых были построены комфортабельные казармы для военнослужащих, затем была построена военная база в Сенаки, обустроенная по последнему слову техники. В странах ближнего и дальнего зарубежья была приобретена военная техника, как бронетеника, так и авиатехника, Грузия получила несколько боевых кораблей. Но самое главное, поднялся престиж службы в армии, без которого в армию не шли интелектуальные люди, которые должны были принимать решения. Новый министр обороны Кезерашвили продолжил политику прежнего министра, и теперь для учебы в армейскую академию принимают новых офицеров, которые составят новую касту офицеров. им дают большие льготы, им строят квартиры, дают хорошую зарплату, но самое главное - они знают, что нужны Грузии. И само собой, в такой армии нет месте дедовщине. Поверьте.
Кроме кадровых военных, в Грузии создана система резерва. Каждый мужчина от 27 до 40 должен раз в год пройти 18 дневные сборы, если эти сборы трижды пройдет студент, которому еще нет 27, то ему автоматически дают военный билет. Вообще скоро я думаю Грузия окончательно перейдет с призывной армии на профессиональную. Я думаю это произойдет еще до вступления Грузии в НАТО, которое ожидается к 2009-2010 годам.
Были отремонтированы более тысячи школ, во большинство их поставили новые парты и стулья, практически во все - компьютеры. Около ста школ было отремонтировано по евроремонту, и построенно кажется 5 или 6 новых школ в разных селах. На средства президнетского фонда были закуплены автобусы для сельких школ, которые доставляют детей из отдаленых сел в школы.
Самое главное - молодежь вернулась к учебе, теперь нельзя получить работу зная только английский и компьютер, и знания опять в почете.
Что еще сказать. Да, жить в Грузии трудно, но у Грузии есть перспективы. И Грузия ими воспользуется, недаром премьера Грузии в МВФ назвали реформатором года. Главное чтоб реформы были приняты населением.