"Если произвольного мужчину, достигшего 35-летнего возраста безо всяких объяснений посадить в тюрьму лет на пятнадцать, в глубине души он будет знать, за что."
__________________________________________
Защитники современного законодательства выступают за абсолютное право собственника", которым часто, но не всегда является автор, распоряжаться своей собственностью. Сторонники свободы информации заявляют на это,
что информация вообще не может являться собственностью Далее речь заходит о праве на плоды своего труда, на "адекватное" вознаграждение за творчество, на "достойную" жизнь. Здесь, конечно, вовсю используются негативно окрашенные эмоциональные термины: "воровство" и "пиратство". "Аболиционисты" возражает, ссылаясь на то, что авторы (а гораздо чаще выступающие от их имени издатели или наследники) хотят получать не однократную, либо рассроченную "зарплату", а пожизненную "ренту", что не одно и то же. В оправдание своей позиции обе стороны говорят об "общественных интересах" и в заключение ссылаются - одна на международное право, однозначно определяющее несанкционированное распространение информации, как преступление, - другая на объективную реальность, в которой информация копируется клавишей F5, и все мировое сообщество не в силах этому помешать.
......
С правовой точки зрения наиболее важным является вопрос: должна ли информация считаться собственностью? Она, несомненно, может быть предметом купли-продажи. Она способна приносить прибыль. Иными словами, она обладает как стоимостью, так и потребительской стоимостью и, следовательно, может считаться товаром.
Однако, раб также является товаром. Тем не менее, современное законодательство категорически запрещает все формы рабства: человек не может считаться "собственностью" другого человека, концерна или даже государства.
Ни один кодекс не дает определения "человека", что делает правомочным вопрос: можно ли считать личной, корпоративной или государственной собственностью мыслящую машину (ИскИна)? Человекоподобного робота? Космического пришельца? Душевнобольного? Маленького ребенка?
Если, как мы полагаем, информационные объекты обладают свободой воли и свойствами личности, то владение ими ( или присвоение людьми результатов их "труда") с точки зрения духа и буквы современной юриспруденции сомнительно. В этом случае придется признать право структурированной информации на свободное распространение в информационном пространстве, являющимся ее "естественной средой обитания". В последние десятилетия были зафиксированы судебные прецеденты, согласно которым субъектами права могут быть несовершеннолетние дети, животные и даже природные ландшафты. Трудно объяснить, почему такими субъектами не могут стать тексты, программы, технические системы или чисто информационные конструкты.
__________________________________________
И самый главный аргумент - на мой взгляд (мужчины за 40, который не удивиться даже расстрелу
)
_________________________________________
Прежде всего, всякий созданный "текст" - будь то в науке или искусстве -
опирается на предшествующую культуру человечества Рассмотрим, например, шахматную программу "Чессмастер 8000". Создатели хотят получать за нее деньги, но при этом они совершенно бесплатно пользуются правилами шахматной игры, положениями теории Стейница, библиотекой дебютов, библиотекой эндшпилей, текстами шахматных партий. Получается, что если программа вообще может считаться собственностью, она должна принадлежать огромному коллективу людей, причем программисты-разработчики займут в этом коллективе далеко не первое место.
Аналогичная ситуация складывается в науке. В литературе дело обстоит даже хуже - ввиду конечности "пространства сюжетов" и свойственной постмодернизму склонности к взаимному косвенному цитированию.
Эта "проблема контекстной и добавленной информации", по-видимому, не разрешима. Заметим, что все аргументы сторонников незыблемости авторского права касаются только и исключительно "добавленной информации".
Не менее важна и другая сторона дела. В рамках религиозного миропонимания
вся информация изначально содержалась в божественном Слове : писатель или ученый может быть лишь его интерпретатором. С этой точки зрения верующий не вправе считать себя ни создателем информации, ни владельцем ее, тем более, что проповеди Христа, тексты Евангелий, Коран, Веды никогда не были объектами авторского права. Возможно, материалист не имеет столь сильных ограничений, но ведь истина, защищаемая правом, не может зависеть от принятой личностью религиозно-философской парадигмы. Даже если интерпретировать отношения автора и созданного им творения в терминах "родитель" - "ребенок", то, во-первых, современный закон не считает ребенка собственностью родителей, и, во-вторых, душу в ребенка вкладывает все-таки Господь.
_________________________________________
Мой краткий вывод - борьба за т.н. "авторское право"=борьбе корпораций за право на сверхприбыль
А посему - МОЧИКОЗЛОВ!!!
Ник
P.S. Тем не менее авторское право в смысле борьбы с плагиатом - священно
Использовались тексты (с) Ф.Дюрренматта и (С) С.Б.Переслегина