Sacred>> Ну, про "небольшой подъём мощности" это вы загнули, достаточно сравнить номинальные мощности М-100 (860 лс) и М-107 (1500лс). (Согласимся для мощности увеличенной почти вдвое, определение "небольшой подъём" малоподходяще.)
Sheradenin> Речь про толко "М-105 -> М-107". Т.е. массово выпускающий двигатель - и его модификация.
Sheradenin> Или вы еще вспомните насколько М-107 мощнее авиамотора образца 1913 года...
В оценке климовских "М", давайте всё-таки отталкиваться от М-100, т.е. от вполне законно закупленного "Hispano-Suiza 12Y".
Sacred>> При этом не забывайте, что климовские моторы имели высокую весовую отдачу, малый мидель, хорошо принимали нагрузку и давали очень неплохую динамику набора оборотов (заметьте - на карбюраторе).
Sheradenin> Речь идет о том, что М-105 был практически вершиной развития, дальше не получилось. Я не спорю - М-107 был и даже воевал, но его наличие/отсутсвие никакой роли в войне не играло.
Вершиной был М-106.
М-107 настолько далеко отошёл от прототипа, что уже можно говорить о качественно ином двигателе, но традиционно его включают "в линейку" идущую от М-100. (Тут я тоже традиционалист.)
Sheradenin> Да, если бы не война. то возможно что удалось бы наладить более высококачественное производство и ресурс был бы больше. Но если бы не война, то может и никто бы не напрягался на тему такого разгона по мощности?
Вопрос, как раз не в качестве производства, а в стратегии климовского КБ.
Реально на 1941 год, Климов имел готовый М-105 (1050лс) и практически доведённые на 90 % М-106 (1260лс) и М-107(1400лс).
В войну Климову пришлось выбирать, что доводить - М-106 или М-107? На два проекта элементарно не хватало ресурсов.
К 1943 в М-106 фактически всё упёрлось в карбюратор (сам мотор уже нареканий не вызывал) и его номинальную мощность удалось довести до 1350лс. Но и М-107 (при номинальной мощности доведённой до 1500лс) был почти готов (так Климову в 1942 году казалось).
Климов выбрал М-107 - поскольку выигрыш в мощности был очевиден, а объём работ по доводке он оценил как одинаковый с М-106. Он искренне считал, что М-107 будет им доведён уже ко 2-й половине 1943. М-106 был буквально заброшен и все силы КБ были отданы М-107.
Климов ошибся.
М-105 Климова спас, поскольку ресурсы форсирования у мотора оказались немалые.
Sacred>> Что же касается моторесурса, что практически все начинают с 25 часов. Как до 25 довели - можно ставить на боевой самолёт.
Sacred>> И климовские моторы здесь не исключение.
Sheradenin> А пресловутый М-71, Который госиспытания прошел? сколько у него ресурс был? А в кого не ткни, все скажут "мотор сырой, никуда не годный".
Я имел в виду не стендовые испытания, а на самолёте.
Самолетных испытаний М-71 не прошёл. Даже 25 часов на бомбардировщике.