Мне кажется, Третий Civ во многом проигрывает как Civ-II, так и (даже можно сказать - в особенности) Alpha Centauri. Игра потеряла динамичность и баланс. Отсутствие "zone of control" у юнитов - за это надо бить по пяткам бамбуковыми палками. "Поллюшен" стал настоящей проблемой - убирать его стало сложней (читай - дольше) и появляется он теперь куда чаще. Это отвлекает тем более что как sanitation так и Ecological Engineering как правило становятся доступными когда уже вся карта сплошь истыкана "рвотными пятнами".
"Зона культ. влияния" - идея хорошая, плохо, правда что на эти "гос.границы" все плевать хотели, а повторять как робот каждый ход фразу "Пожалуйста, уберитесь с моей территории" со временем надоедает. Впрочем, объективности ради, хочу сказать что идея с "critical resources" мне понравилась. Надеюсь, девелоперы её оценят по достоинству и в будущих играх она будет присутствовать.
Ещё один минус - отсутствие... эээ.. "единства национальности и географического местоположения" в начале игры. Выбирая карту Земли и играя русскими (к примеру) я испытываю некоторую растерянность обнаружив себя где-нибудь в Южной Америке.
Продолжаем...
В Alpha Centauri была прекрасно реализована фича с "Autoimprove home base" в отношении formers (они же "workers"). Позволяет не отвлекатся на кропотливое и бесконечное вырубание леса и "мощение дорог". Далее - CivIII использует нечестные приемы, компьютер обманывает игрока сплошь и рядом. Вражеский транспорт приплывает из ниоткуда (т.е. большинство карты ещё чернoe) и, следовательно, не может знать расположения моих городов/войск. Несмотря на это он с первого раза находит самое слабое место (например, недавно построенный город в котором еще нет войск) и, естественно, захватывает его. Если воспользоваться "autosave" и, "отмотав" игру на пару ходов назад, "купить" военный юнит, то вражеская каравелла через положенные два хода либо не появляется вообще, либо появляется совсем в другом месте. Нехорошо-с.
Да, и ещё. Это, конечно, моё субьективное мнение и кому-то этот аспект может показаться незначительным, но мне очень нравились видеоролики после построения wonders. Неужели в этот раз просто лень было сделать? Подумали, мол, пипл и так схавает. Что ж... Может кому-то и пофиг, но людям, которые просиживали ночи напролёт, играя в первую, записаную всего на четырёх дискетках и купленную на сэкономленные на школьных обедах деньги "Civilization", и далее во все другие её вариации (Civ-II, Civ-II ToT, Alpha Centauri, Civ:CPT, Civ:CTP-2), грустно наблюдать как именитый Sid гонит сырой, чёрте-как сделанный и плохо продуманный "продукт"...