[image]

Сравнение 212 и 677, статья

Теги:флот
 
1 2 3 4 5 6
+
-
edit
 

moloko

втянувшийся

Das Boot
Сравнительный анализ ТТХ и боевых возможностей лодок проекта 677 и U-212.

Цена, размеры и сложность в эксплуатации делают атомные подводные лодки доступными только для ограниченного числа государств первого ранга - США, России, Великобритании, Франции, Китая. Вместе с тем, спрос на подлодки как в промышленно развитых странах, так и в "третьем мире" растет, что обеспечивает развитие неатомных ПЛ, стабильно занимающих свою нишу как во флотах промышленно развитых стран, так и в третьем мире.

Наибольшим успехом на мировом рынке неатомных подводных лодок в течение последних тридцати лет пользуются российские (советские) и немецкие субмарины. Две страны, каждая из которых построила лодок больше чем все остальные страны мира вместе взятые, обладают наиболее развитой школой подводного судостроения, что обеспечивает их продукции стабильный сбыт.

Однако на всем протяжении соперничество российских и немецких дизелей сопровождалось вопросом: чьи лодки лучше? Сейчас этот вопрос вновь приобрел актуальность в связи с освоением обеими странами новых типов ПЛ - U-212 в Германии и проекта 677 в России.

Для того, чтобы дать ответ на вопрос "чья лодка лучше", следует сравнить основные ТТХ и возможности оборудования обеих. Благодаря возросшей открытости таких сведений, подобное сравнение будет иметь результат, более-менее близкий к реальному.


Архитектура и размерения
Обе лодки, и российская и немецкая, относятся к классу больших ПЛ, способных действовать как в прибрежных водах, так и в открытом море. По размерам российская лодка превосходит немецкую - 67 метров длины и 1765 тонн надводного водоизмещения против 56 метров и 1450 тонн соответственно. По конструкции корпусов - российская лодка однокорпусная, немецкая - смешанная, одно-двухкорпусная (корпус лодки в районе энергетической установки и далее в корму имеет двойной борт, в котором, между внутренним прочным корпусом и наружным легким размещены реагенты электрохимического генератора).


U-212 на стапеле. Фото с сайта aachen.de
Большие размеры российской лодки с одной стороны, повышают ее уязвимость, с другой - обеспечивают комфорт для экипажа и большую автономность (45 суток против 30) за счет количества запасов. Двухкорпусная конструкция немецкой лодки, несколько увеличивающая живучесть субмарины за счет большего запаса плавучести, но вместе с тем снижает скрытность ПЛ за счет более высокого уровня гидродинамических шумов.


Энергетическая установка
Немецкая лодка оснащена комбинированной воздухонезависимой энергетической установкой (ДЭУ+ЭХГ). Главной особенностью такой установки является входящий в ее состав электрохимический генератор (ЭХГ), в модулях топливных элементов которого при соединении водорода и кислорода выделяется электрическая энергия. При этом выработка энергии происходит бесшумно, а побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой легко найти применение на подводной лодке.

Такая установка значительно увеличивает дальность и время плавания лодки на малошумной скорости (3-5 узлов). С другой стороны, хранение на борту лодки жидкого кислорода увеличивает вероятность взрыва. Следует также обратить внимание, что, несмотря на очевидные преимущества электрохимического генератора, он не обеспечивает преимуществ при выполнении скоростных маневров при преследовании цели или уклонении от атаки противника - по максимальной подводной скорости немецкая и российская лодка почти равнозначны - 20 узлов у U-212 и 21 у проекта 677 при мощности электродвигателей в 3875 л.с. у U-212 и 4100 л.с. у проекта 677.

Кроме того, по сообщениям из ряда источников, немецкий дизель MTU-16V396, установленный на первой серии лодок типа 212, вызывает нарекания по своей надежности, из-за чего потребовалось переработать силовую установку на лодках следующих серий.

Российская лодка оснащена традиционной дизель-электрической установкой (ДЭУ) с полным электродвижением (дизель используется как электрогенератор, что повышает экономичность лодки и снижает ее шумность). В подводном положении лодка может двигаться как на электромотрах, так и под дизелем, который в этом случае получает воздух через шноркель. Мощность дизеля позволяет проводить зарядку аккумуляторных батарей лодки в ускоренном режиме, что значительно сокращает время пребывания субмарины в перископном положении, увеличивая ее скрытность.


Скрытность
Уровень скрытности современных лодок является одним из самых засекреченных и самых обсуждаемых аспектов. Объективные данные в виде "шумовых портретов" обеих субмарин, которые позволили бы сравнить их малозаметность, недоступны, а рекламные проспекты не отличаются большой надежностью. Единственной возможностью сравнить уровень шумности обеих лодок является сопоставление по косвенным параметрам. В настоящее время для сравнения могут использоваться следующие известные факты.

В июне 2003 года, атомный ракетный крейсер "Петр Великий" принимал участие в маневрах, в ходе которых осуществлял поиск и обнаружение подводной лодки проекта 877 "Палтус" (предыдущее поколение по сравнению с лодками проекта 677 и U-212). Установленный на "Петре" гидроакустический комплекс (ГАК) "Полином" позволил обнаружить ПЛ лишь после того, как субмарина "условно потопила" крейсер четырьмя торпедами.

В начале июня 2006 года, сторожевой корабль Балтийского флота "Неустрашимый" участвовал в международных учениях Baltops-2006, в ходе которых засёк своим ГАК и некоторое время преследовал подводную цель, впоследствии опознанную как лодка типа U-212. Учитывая, что установленный на "Неустрашимом" гидроакустический комплекс по своим характеристикам значительно уступает "Полиному" атомного ракетного крейсера, можно сделать вывод, что старая подлодка проекта 877 как минимум не уступает в скрытности лодкам типа U-212. Вместе с тем по результатам испытаний головной лодки проекта 677 известно, что по скрытности субмарины этого типа превосходят проект 877 в шесть-восемь раз, что позволяет сделать вывод о значительном превосходстве этих лодок и над U-212.


Вооружение
По боевой мощи лодки обоих типов практически равны - обе несут по шесть торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра, однако, в отличие от немецкой лодки, которая несет только торпеды или морские мины, российская лодка может быть вооружена противокорабельными ракетами типа "Клаб", запускаемыми через торпедные аппараты. По характеристикам торпед российская лодка несколько уступает немецкой в случае использования торпед типа САЭТ-60М, уступающих немецким DM2A4 по скорости (42 узлов против 50), глубине погружения (400 метров против 600) и дальности (15 километров против 20).

В случае использования новейших торпед УГСТ со скоростью 50 узлов, глубиной погружения 500 метров и значительно возросшей дальностью - до 40 километров, или подводных ракето-торпед ВА-111 "Шквал" с 200-узловой скоростью, российская лодка получает преимущество. Некоторое преимущество обеспечивается и ускоренной перезарядкой торпедных аппаратов - 35-40 секунд против 60 на немецкой лодке. Боезапас у обоих соперников одинаков - 18 торпед.



Гидроакустика и электроника
Гидроакустическое и электронное оборудование отечественных подлодок всегда было их слабым местом. Немецкая лодка оснащена автоматизированной системой боевого управления MSI-90U разработки норвежской фирмы Norsk Forsvarsteknolgi A/S. АСБУ объединяет в единый комплекс все системы обнаружения подлодки, обеспечивает сопровождение до 25 целей и позволяет в автоматизированном режиме решать огневую задачу, управляя под водой восемью торпедами одновременно. Установленная на проекте 677 АСБУ "Литий" также позволяет автоматизировать сопровождение целей и управление торпедами, но, по имеющейся информации, проигрывает MSI-90U по основным ТТХ.


Центральный пост проекта 677. Изображение с сайта worldnavy.info
Сравнить возможности обеих ПЛ по обнаружению целей затруднительно из-за отсутствия внятной информации по гидроакустическому комплексу проекта 677. Известно, что он оснащен шумопеленгаторными антеннами увеличенной чувствительности и рекордно больших размеров, что позволяет рассчитывать на серьезное улучшение характеристик по сравнению с модернизированными ГАК МГК-400, установленными на лодках проекта 877.

Немецкая лодка использует гидроакустический комплекс DBQS-40FTC разработки фирмы STN Atlas Electronic. В состав комплекса входят три пассивных гидроакустических станции с носовой, конформными бортовыми и буксирумой антеннами, а также активная гидроакустическая станция кругового обзора. Носовая ГАС ГАС DBQS-21DG обеспечивает определение в пассивном режиме дистанции до цели, фиксирование работы чужих активных гидролокаторов и замер уровня шумов собственной лодки. ГАС FAS 3-1 с бортовыми антеннами позволяет обнаруживать цели в секторе 45-135 градусов с левого и правого бортов и пеленгование с точностью до 1 градуса. ГАС TAS-3 (MAS) c буксируемой антенной обеспечивает дальнее обнаружение подводных целей.

Для активного обнаружения целей используется ГАС FMS-52 (MAS) английской фирмы Ferranti-Thomson, антенны которой расположены так, чтобы обеспечивать круговой обзор. Эта станция предназначена прежде всего для подводной навигации и обнаружения мин, а также для замера дистанции до цели в условиях, когда пассивная ГАС по каким либо причинам не позволяет этого сделать.

По набору средств - пассивные ГАС с антеннами большого размера, буксируемая антенна, активная ГАС - проект 677 не уступает лодкам типа U-212, но ТТХ российского комплекса неизвестны. Исходя из общих соображений и сравнения комплексов предыдущих поколений, можно предположить, что они несколько ниже чем у немецкого "ровесника".

Подводя итог, можно сказать, что российская лодка больше немецкой, превосходит ее в скрытности, надежности энергетической установки, боевой мощи и автономности, но, скорее всего, уступает в возможности обнаружения целей под водой. Кроме того, в настоящее время немецкий флот имеет в строю уже четыре лодки проекта U212, российский - пока одну лодку проекта 677 в стадии завершения испытаний, еще три субмарины этого типа строятся.

Илья Крамник


Скромная реклама? О том что ЭХГ для 677 не видать, ни слова.
На мой взгляд подтасовка информации. Зачем? Заказчиков тоже пока не видать.
   

ttt

аксакал

Там не так просто

До сих пор неясно что лучше ЭХГ, стирлинг
   

ttt

аксакал

Американцы однако два года шведскую со стирлингом испытывали



While details of the Gotland’s performance against U.S. fleet units is classified, earlier Lieutenant Commander Jan Westas, captain of the Gotland’s Blue Crew, said that U.S. ASW forces “have had a very difficult time finding us.”

Unofficial reports cite a total failure of U.S. carrier battle groups to locate the submarine until the Gotlandsignaled her position.

Хотя официальные данные об испытаниях засекречены

Неофициальные сообщения говорят о полной неспособности АУГ США обнаружить Готланд на позиции..
   
RU Dolphin69 #11.10.2007 10:30
+
-
edit
 

Dolphin69

опытный

Очень "умно" сравнивать лодки не зная толком характеристик ни той ни другой. Одно только упоминание САЭТ-60м и ВА-111 умиляет. Господа, забудте про эти торпеды, их нет на флоте уже дано и не будет. Может стоило хотя бы взять для сравнения УСЭТ-80.
   
RU Denis_469 #11.10.2007 10:56
+
-
edit
 

Denis_469

втянувшийся

Автор попытался в силу своей компетентности сравнить лодки. Это уже похвально, но вот часть данных по сравнению вызывает улыбку - особенно по торпедам "САЭТ-60М". Он бы взял для сравнения ещё "САЭТ-50" - превосходство немки было бы ещё лучше. А тот факт, что отказы взрывателей немецких торпед всё-ещё имеют место быть на испытаниях он почему-то забыл :(
А в целом сложно говорить - какая лучше, какая хуже. Всё расставляет на свои места война.
   
UA sas1975kr #11.10.2007 23:50
+
-
edit
 

sas1975kr

опытный
★☆
Я конечно в вопросе малошумности профан.

Но меня умилила логическая цепочка, по которой 677 оказалась малошумнее 212 :)

Т.е. если Петр в непонятных условиях кого-то не нашел. На Балтике кого-то опять же в непонятно каких условиях засекали...

И сделать из этого такой далекоидущий вывод?
   
RU Denis_469 #12.10.2007 01:36  @sas1975kr#11.10.2007 23:50
+
-
edit
 

Denis_469

втянувшийся

sas1975kr> Я конечно в вопросе малошумности профан.
sas1975kr> Но меня умилила логическая цепочка, по которой 677 оказалась малошумнее 212 :)
sas1975kr> Т.е. если Петр в непонятных условиях кого-то не нашел. На Балтике кого-то опять же в непонятно каких условиях засекали...
sas1975kr> И сделать из этого такой далекоидущий вывод?
По шумности в целом верно.
   
+
-
edit
 

moloko

втянувшийся

Ничего не сказано про подводную автономность. А тут разница в 2-2.5 раза!
Про ЭХГ. Наши идут немецким путем, нафиг Стирлинга. Только уж очень медленно. Явно военные не очень заинтересованы. Только возможный экспорт подталкивает на разработку своими силами.
По торпедам. Уж точно автор заблукал.
Как я понимаю, на 677 не внедрили ГАС с размещением, по бортам. Пошли по пути увеличения носовой антенны. Это ошибка?
   
RU ВолодькаТрынкин #12.10.2007 11:39  @moloko#12.10.2007 07:35
+
-
edit
 

ВолодькаТрынкин

втянувшийся
moloko> Как я понимаю, на 677 не внедрили ГАС с размещением, по бортам. Пошли по пути увеличения носовой антенны. Это ошибка?
На 677 развитые бортовые антенны
   
RU ВолодькаТрынкин #12.10.2007 11:42  @moloko#12.10.2007 07:35
+
-
edit
 

ВолодькаТрынкин

втянувшийся
moloko> Про ЭХГ. Наши идут немецким путем,
Это скорее немцы пошли нашим - 613ЭХГ вышла в море в 89 году :-)
   
+
-
edit
 

moloko

втянувшийся

Ну, антенны не распределены по длине корпуса, как на Вирджинии, например.
Да, точнее сказать идем одним и тем же путем,только немцы обгоняют потихоньку. Заказов к тому же отхватили немерянно. Завитки берут.
Почему трудности с продажей 677-й? Экспортный корпус уж лет 10 как собирают.
   
RU ВолодькаТрынкин #13.10.2007 13:03  @moloko#13.10.2007 06:14
+
-
edit
 

ВолодькаТрынкин

втянувшийся
moloko> Ну, антенны не распределены по длине корпуса, как на Вирджинии, например.
Но сравнение 677 не атомной Вирджинией, а с 212. По сравнению с 212 на 677 очень развитые бортовые антенны.
moloko> Да, точнее сказать идем одним и тем же путем,только немцы обгоняют потихоньку. Заказов к тому же отхватили немерянно. Завитки берут.
Немерянно заказов? 212 только в Италию. 214 - в Грецию и Ю.Корею. И все,собственно. За этот же период 877/636 построено на экспорт гораздо больше.
Немцы целенаправленно создавали ЭХГ начиная с середины 80-х годов. У нас после создания первой установки начался разброд и шатания 90-х годов. Да и сейчас, как кажется, нет толком представления нужно ли это для флота с атомными ПЛ.
moloko> Почему трудности с продажей 677-й? Экспортный корпус уж лет 10 как собирают.
Кто купит ПЛ видя, что для себя до сих пор достоить не могут? Вот сдадут головную 677 тогда может быть.
   
UA Capt(N) #13.10.2007 13:06  @ВолодькаТрынкин#13.10.2007 13:03
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
moloko>> Да, точнее сказать идем одним и тем же путем,только немцы обгоняют потихоньку. Заказов к тому же отхватили немерянно. Завитки берут.
ВолодькаТрынкин> Немерянно заказов? 212 только в Италию. 214 - в Грецию и Ю.Корею. И все,собственно. За этот же период 877/636 построено на экспорт гораздо больше.
а если учесть экспорт пр.209/1400 209/1200?
   
RU ВолодькаТрынкин #13.10.2007 13:29  @Capt(N)#13.10.2007 13:06
+
-
edit
 

ВолодькаТрынкин

втянувшийся
Capt(N)> а если учесть экспорт пр.209/1400 209/1200?
За какой период? Первый контракт на 209 был подписан году так в 1967
   
UA Capt(N) #13.10.2007 13:53  @ВолодькаТрынкин#13.10.2007 13:29
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
Capt(N)>> а если учесть экспорт пр.209/1400 209/1200?
ВолодькаТрынкин> За какой период? Первый контракт на 209 был подписан году так в 1967
да возьмите за последние 25 лет,"Варшавы" на экспорт пошли тоже в начале 80-х...
   
RU ВолодькаТрынкин #13.10.2007 14:00  @Capt(N)#13.10.2007 13:53
+
-
edit
 

ВолодькаТрынкин

втянувшийся
Capt(N)> да возьмите за последние 25 лет,"Варшавы" на экспорт пошли тоже в начале 80-х...
То был экспорт основанный на идеологии в первую очередь, братьям по лагерю да индийским товарищам. Реально нормальным экспортом у нас начали заниматься с середины 90-х.
   
RU Читатель1 #13.10.2007 14:37
+
-
edit
 

Читатель1

опытный

Думается 636 проект вообще лучшая лодка "всех времен..." Ее стоимость в 3 раза ниже 212-214-скорпен а это очень большая разница.Кроме того я плохо понимаю как сейчас реально можно воевать на лодках без переборок? любое повреждение и все и всем.
   
UA Capt(N) #13.10.2007 15:45  @ВолодькаТрынкин#13.10.2007 14:00
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
Capt(N)>> да возьмите за последние 25 лет,"Варшавы" на экспорт пошли тоже в начале 80-х...
ВолодькаТрынкин> То был экспорт основанный на идеологии в первую очередь, братьям по лагерю да индийским товарищам. Реально нормальным экспортом у нас начали заниматься с середины 90-х.
мы не о идеологии говорим, а о арифметике ;)
   
UA Capt(N) #13.10.2007 15:47  @Читатель1#13.10.2007 14:37
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
Читатель1> Думается 636 проект вообще лучшая лодка "всех времен..." Ее стоимость в 3 раза ниже 212-214-скорпен а это очень большая разница.
был не на этих проектах,а на пр.209/1400 и "Варшаве",так я Вам скажу реально видно почему наше изделие дешевле, а вот что лучше можно определить только в бою...
   
RU Читатель1 #13.10.2007 16:04  @Capt(N)#13.10.2007 15:47
+
-
edit
 

Читатель1

опытный

Читатель1>> Думается 636 проект вообще лучшая лодка "всех времен..." Ее стоимость в 3 раза ниже 212-214-скорпен а это очень большая разница.
Capt(N)> был не на этих проектах,а на пр.209/1400 и "Варшаве",так я Вам скажу реально видно почему наше изделие дешевле, а вот что лучше можно определить только в бою...
Разница в цене в 3 раза это слишком много.Что лучше для малазии 2 Скорпены или 4 636+Фрегат как у Индии в подарок и все за одни деньги.Аналогично для Чили.Реальный рынок для 212 и Ко это очень небольшое количество стран да и то это больше политика.
П.С. я не ругаю немцев,мерседес тоже хорош но цена!
П.С. Оясио стоит говорят 375 млн. всего но не продается а жаль.
   
Это сообщение редактировалось 13.10.2007 в 16:09
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
У пр.212А есть еще одно преимущество, он уже стоит на вооружении, а не проходит этап детских болезней становления. Боюсь, что когда пр.636 станет на поток, мы уже будем иметь дело со следующим поколением 216 или 218...
   
RU Читатель1 #13.10.2007 16:24  @Capt(N)#13.10.2007 16:14
+
-
edit
 

Читатель1

опытный

Capt(N)> У пр.212А есть еще одно преимущество, он уже стоит на вооружении, а не проходит этап детских болезней становления. Боюсь, что когда пр.636 станет на поток, мы уже будем иметь дело со следующим поколением 216 или 218...
Я тут больше распинаюсь о ВАршавянке(636) а не о Ладе(677).С ней пока не очень ясно,поэтому согласен с Чавесом что купил сначало именно 636 а не ладу.
   
RU Вованыч_1977 #13.10.2007 17:01
+
-
edit
 
Кстати, о "птичках" - чем реально пр.636 отличается от пр.877_877ЭКМ?
   
RU Denis_469 #13.10.2007 17:15  @Capt(N)#13.10.2007 16:14
+
-
edit
 

Denis_469

втянувшийся

Capt(N)> У пр.212А есть еще одно преимущество, он уже стоит на вооружении, а не проходит этап детских болезней становления. Боюсь, что когда пр.636 станет на поток, мы уже будем иметь дело со следующим поколением 216 или 218...
Это вряд ли - у них з/пл постоянно растут на заводах и цены на следующие проекты будут заоблачными. Поэтому вряд ли в течении следующих 15-20 лет они сподобятся сделать что-то новое. Тем более что в странах НАТО (и в Германии в т.ч.) уже потеряна конструкторская школа подводных лодок. Я когда увидел первый раз виды 212 и 214 глазам не поверил - как можно на таких гробах ходить?
Вся особенность капстран в том, что там могут стать конструкторами не те,кто могут создать шедевр, а те у кого есть деньги на учёбу, трудоустройство, связи и т.д.
В СССР раньше было совсем иначе, а сейчас РФ скатывается к тоиму-же, что и в НАТО. Отсюда и проблемы с 677. И эти проблемы такие-же как и у немцев, англичан, американцев, французов и итальянцев. Только последние про них не пишут публично.
   
RU Читатель1 #13.10.2007 17:38  @Вованыч_1977#13.10.2007 17:01
+
-
edit
 

Читатель1

опытный

Вованыч_1977> Кстати, о "птичках" - чем реально пр.636 отличается от пр.877_877ЭКМ?
На мой взгляд двумя вещами:меньше шумность и возможность применения новых типов торпед и ПКР(и КР в последних мод.) По сути можно модернизировать проект 877 до 636.
   
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru