хотел ответить на вопрос уважаемого участника.
электровоз имеет два пантографа по одной простой причине. езда поездов по железным дорогам требует исключительной надежности от устройств управления движением, пути и самих поездов в целом. наверняка есть люди которые видели многочасовые пробки на трамвайных линиях потому что трамвай "сорвал" токоприемник или троллейбус сломал штангу.
на жд такое недопустимо! в случае поломки заднего токоприемника (иногда такое бывает - зацепился за фиксатор или конец струны контактной подвески или малолетние хулиганы кинули два кирпича с проволокой да и мало ли) и выручает передний, поскольку обломки заднего никак не могут его повредить. токоприемники на крыше электрически связаны, поэтому поломка одного позволяет работать электровозу без проблем на исправном токоприемнике.
следует также отметить, что на линиях с постоянным током(3кВ), где тяговые токи больше в 8 раз чем на переменном для избежания пережига провода при больших тяговых токах при разгоне дополнительно поднимают передний.
лирическое отступление
замечу что на трамвайных линиях, также оборудованных постоянным током (550В) эта проблема также актуальна. мой знакомый был свидетелем ситуации разрыва провода изза большого пускового тока.
завершу лирическое отступление тем, что скажу важный момент есть тепловозы с пантографом, однако он никоим образом не предназначен для их работы от контактной сети - он предназначен для сбивания льда с контактного провода зимой
(к чему приводит невинная вещь как обледенение можете оценить на видео
http://video.railroad.kiev.ua/...)