Конец 2-й части.
Часть 3-я. Ту-154Б.
Новая модификация Ту-154 1975 года получила индекс Б. На новых машинах появился дополнительный топливный бак, аварийные выходы в хвосте 2-го салона, а аварийные люки над крылом стали одинакового размера. Число мест для сидения пассажиров возросло до 164. В 1975 году для нужд Гражданской авиации СССР изготовлено 8 самолетов Ту-154Б №№ 85120-85125, 85130, 85131. Первые Ту-154Б попали в Алма-Атинское АП №№ 85121, 85125, Внуковское ПО №№ 85122, 85123, 85124, Шереметьево № 85130, Борисполь № 85131. Самолет № 85120 остался для статических испытаний и впоследствии был разобран в СибНИИ.
На судьбе самолета № 85131 я хотел бы остановится подробнее, так как это мой любимый с детства самолет (думаю не только мой) В январе 1976 он поступил для работы в Борисполь, проработал там всего три года, летом 1979 года исполнил главную роль в фильме «Экипаж», а сразу после съемок был списан 5 октября 1979 года и с 9 октября по настоящее время находится в Криворожском училище ГА.
В 1976 году построены самолеты №№ 85132-85142, 85145-85158, 85160, 85162-85174, 85176-85190. Распределение этих самолетов было следующее: Борисполь №№ 85132, 85137, 85149, 85152, 85153, 85178, Внуково №№ 85134, 85140, 85154, 85155, 85182, 85189, 85190, Толмачево №№ 85135, 85136, 85187, Алма-Ата №№ 85138, 85151, 85173, Кольцово №№ 85141, 85142, 85148, 85171, Пулково № 85139, Иркутск №№ 85145, 85172, Шереметьево №№ 85156, 85165, Курумоч № 85158.
В 1976 году эксплуатантами Ту-154 стали Тбилиси ( с 30 апреля 1976 г, первая машина № 85150). Кроме этой, в Тбилиси направлены №№ 85163, 85168, 85170, 85186. Баку ( с 26.08.1976, первая машина № 85147) №№ 85147, 85157, 85169, 85177, Горький ( с 09.06.1976, первая машина № 85146) , Красноярск ( с 28.10.1976 г., первая машина № 85174) В ноябре 1976 года в Красноярск подтянулись машины №№ 85160, 85181 и 85184. Последним новым владельцем Ту-154 стал Ереван, машины №№ 85166, 85183. В 1976 году самолеты типа Ту-154 стали принимать аэропорты Оренбурга(07.01.1976), Гурьева(03.03.1976), Якутска(12.04.1976), Тюмени(02.06.1976), Анапы(06.1976), Усть-Каменогорска(23.06.1976), Барнаула(08.1976), Душанбе(10.11.1976).
В 1977 году изготовлены Ту-154Б №№ 85192-85207, 85210-85223. Эти самолеты попали в Баку №№ 85192, 85198, 85199, 85211, 85214, Свердловск №№ 85193, 85212, Алма-Ату №№ 85194, 85221, Ереван №№ 85196, 85200, 85210, Тбилиси №№ 85197, 85203, 85222, Шереметьево № 85219, Иркутск № 85204, Красноярск №№ 85202, 85213, 85223, Внуково №№ 85201, 85215. В 1977 году новыми эксплуатантами стали авиапредприятия Хабаровска (с 02.02.1977) машины №№ 85205, 85206, 85207, 85216, 85217, 85220, Фрунзе ( с 12.03.1977, первая машина № 85195), Минеральных Вод ( с 28.09.1977, первая машина № 85231) и Ташкента (09.1977). В 1977 году Ту-154 стали принимать аэропорты Томска(01.01.1977), Донецка(27.01.1977), Петропавловска-Камчатского(02.02.1977), Уфы(07.04.1977), Норильска(26.04.1977), Кемерово(31.10.1977).
Серия Б самолета Ту-154 оказалась самой удачной. В разных вариациях она выпускалась до 1985 года общим тиражом 486 самолетов. А все машины предыдущих серий (Ту-154 и Ту-154А) постепенно переделывались в Ту-154Б. Последний чистый Ту-154 я наблюдал в 1984 году, Ту-154А в 1985 году.
Конец 3-й части.
Часть-4-я. Ту-154Б-1.
Изменения в следующей модификации 1977 года коснулись агрегатов топливной системы, кондиционирования воздуха, электрооборудования и шасси. Поскольку новый самолет незначительно отличался от своего предшественника – Ту154Б, ему было присвоено наименование Ту-154Б-1. Количество мест в салоне осталось прежним – 164.
В 1977 году Аэрофлот получил 29 машин Ту-154Б-1 №№ 85226-85238, 85240-85255, которые были направлены в следующие АП:
Минеральные Воды №№ 85226, 85231, Борисполь №№ 85228, 85232, 85244, Шереметьево № 85229, Алма-Ата №№ 85230, 85240, Курумоч № 85233, Внуково № 85234, Толмачево №№ 85235, 85237, 85243, Пулково №№ 85236, 85238, 85242, Ташкент №№ 85245, 85248, 85249, Фрунзе № 85252, Горький № 85253.
В 1978 году изготовлены еще 34 самолета в варианте Ту-154Б-1 №№ 85256, 85257, 85259-85261, 85263-85269, 85271-85276, 85279-85294. Распределение этих машин было следующим:
Толмачево №№ 85256, 85261, 85289, 85291, 85292, Фрунзе №№ 85257, 85259, 85294, Горький № 85263, Курумоч №№ 85264, 85267, Хабаровск № 85266, Тбилиси № 85268, Борисполь №№ 85269, 85288, Алма-Ата №№ 85271, 85276, 85290, Ташкент № 85272, Баку № 85274, Ереван № 85279, Иркутск №№ 85280, 85285, Красноярск № 85282, Кольцово № 85284, Шереметьево № 85286, 85287, Пулково № 85293.
В 1978 году новыми эксплуатантами стали АП: Уфа ( с 16.05.1978) №№ 85265, 85275, 85283, Ростов на Дону ( с 01.1978) № 85231, Ашхабад №№ 85241, 85246, 85250, 85254, Душанбе №№ 85247, 85251, 85281.
Конец 4-й части.
Часть 5-я. Ту-154Б-2
Лирическое отступление. Кто помнит времена конца 70-х – 80-х годов: билеты на самолеты были очень дешевыми и от желающих слетать куда-нибудь отбоя не было. Особенно остро вставала проблема летом. В кассы – длиннющие очереди, люди приходят к кассам к 6 утра – за 2 часа до открытия. Билеты тогда продавались за 30 дней до вылета. Из Ставрополя в Москву летом ежедневно летали два Ту-154 Внучки и два наших Ан-24. Так вот, на внучковские рейсы билеты распродавались утром за три часа. В сибири, на дальнем востоке и на направлениях в Сочи, Симферополь, Одессу, Минеральные Воды дела обстояли бывало и хуже. Самолетов и пассажиро-мест тогда катастрофически не хватало. Справка МГА в ЦК КПСС в 1989 году предлагала построить для нужд Аэрофлота 400 широкофюзеляжных самолетов типа Ил-86 для удовлетворения растущих потребностей населения в авиаперевозках… А в рассматриваемом нами промежутке времени – 1977-1978 гг, Ил-86 еще только испытывался и самым вместительным самолетом на среднемагистральных линиях был Ту-154. Естественно и то, что его еще раз решили дополнить пассажирскими креслами. В новой модификации Ту-154 было предложено сделать легкосъемными переднюю перегородку второго салона и буфет – кухню, чтобы на этом пространстве можно было установить дополнительные ряды кресел. В такой компоновке самолет мог поднимать в воздух уже 180 пассажиров. Причем, чтобы переделать салон из 164 –х местного в 180-и местный, не требовалось гнать самолет на АРЗ, такая переделка осуществлялась силами собственных АТБ за 3-4 часа. Новый вариант получил название «конвертируемый», и даже были предложения (в 1977 году) назвать его Ту-154К, но поскольку ничем более количества сидений он от своего предшественника не отличался, то в конце концов получил название Ту-154Б-2. К слову, все Ту-154Б-2 с завода выпускались только 164-х местные, 180 мест им давали только по месту работы. В 180-и местные варианты были переделаны все внуковские Ту-154Б-2 ( за исключением самолетов №№ 85482 и 85527, в салонах которых были места 1-го класса), а также большинство машин Ростовского, Минераловодского, Пулковского, Курумоченского и Кольцовского авиапредприятий. 180-и местные машины встречались также в АП Тюмени, Новосибирска, Иркутска, Ташкента, Алма-Аты, Киева, Одессы, Еревана, Баку, Тбилиси, Фрунзе, Ашхабада, Хабаровска. Только 164-х местные Ту-14Б-2 работали в Рижском АП и ЦУМВС.
В 1978 году было изготовлено 25 самолетов Ту-154Б-2 №№ 85295-85316, 85318-85319, 85321. Самолет № 85317 был оснащен двигателями Д30КУ-154 и явился прототипом нового самолета Ту-154М.
Первые Ту-154Б-2 прежде всего попали в АП, линии которых испытывали большую нехватку мест : Внуковское №№ 85296, 85297, 85299, 85301, 85302, 85304, Ростовское №№ 85295, 85305, 85306, 85308, 85309, Минераловодское №№ 85303, 85307, Кольцовское №№ 85310, 85312, 85319, Пулковское №№ 85298, 85300, Ташкентское №№ 85311, 85318, Бориспольское № 85316, Фрунзенское № 85313, Иркутское № 85321.
Начиная с 1979 года завод выпускал только Ту-154Б-2. В 1979 году Аэрофлот получил машины №№ 85322-85324, 85327-85341, 85344-85390, которые попали в следующие АП : Ташкент№№ 85322, 85344, 85356, 85370, Кольцово №№ 85328, 85337, 85357, 85374, 85375, Баку №№ 85329, 85364, Минеральные Воды №№ 85330, 85340, 85371, 85373, 85382, Шереметьево №№ 85331, 85333, 85359, 85363, 85365, Пулково №№ 85334, 85346, 85377, Хабаровск №№ 85336, 85341, Красноярск №№ 85327, 85338, 85352, Уфа №№ 85343, 85349, Ашхабад №№ 85345, 85383, Курумоч №№ 85347, 85358, Борисполь № 85350, 85362, 85368, 85379, 85390, Толмачево №№ 85351, 85385, 85389, Алма-Ата №№ 85355, 85387, Фрунзе № 85369.
В 1979 году самолеты Ту-154 стали принимать аэропорты Певек (25.02.1979), Кызыл (06.1979), Ленинабад (29.12.1979).
[ слишком длинный топик - автонарезка ]