Хольм ван Зайчик, великий еврокитайский гуманист. "Дело незалежных дервишей"

Ордусь: от "Дела жадного варвара" до "Дела непогашенной луны"... будет ли следующее?
 
1 2 3 4 5 6 7
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★☆
Согласен, что воля и интеллект, подкрепленные желанием и достаточным периодом времени, могут исцелить. Но мне кажется, что именно для еч Богдана это нехарактерный путь.
 

ИМХО, он для всех неистероидов характерен. Интеллектом добыто верное решение. Волей проводится в жизнь. С эмоц. стороны траблы, больно, панимаишь. Но поскольку решение неверным от этого не становится, волей давим эмоции. Остается терпеть боль, заодно лучше чем-нить заняться (а работы как раз дох.). Время и другие сильные переживания залечат.

А идея в том, что Жанна ко времени знакомства с Богданом не "молодая очень", не девочка с несформировавшимся характером.
 

"Девочка" - это уже крайность. Опыта нет, приехала в непонятную страну, совершенно не имеет представления о принципах, согласно которым аборигены живут... Опыта чел. взаимоотношений, да ещё и по чужим принципам - тоже не ахти, голова пустая, либо забита всякой фигней из худ. книжек. Типа того же ХвЗ. ;D Ну, мозги не выдержали такой коррекции мировоззрения, поплыли.

Так что Богдану не так уж и много осталось предугадывать "как она разовьется".
 

Богдан всё ж не ясновидец-телепат какой-нибудь. К тому же ИМХО такое предугадать в принципе невозможно, всё ж не классическая механика. Жанна развивается не независимо от окружения, и Богдана в том числе. Попробуйте решить подобную задачку, с самосогласованным учётом влияния двух (хотя бы) человек... ::) А там было далеко не 2.

Самое время было ему оценивать силу егоизма у Жанны - есть он в немеряном количестве или не так уж его и много.
 

А как? В специальные искусственные ситуации загнать, дабы посмотреть, какой выбор сделает? Ну, вот теперь Богдан оценил.

Ну и влюблятся в соответствии с полученными результатами наблюдений.
 

;D ;D ;D Ещё одна мощная фраза.

Влюбляются действительно в результате полученных наблюдений. :) Вот только совершенно без их осознанного анализа, в течение небольшого промежутка времени отн-но "начала наблюдений". :) К-рые, к тому же, часто случайны. Влюблённость - штука мало контролируемая ИМХО. А любовь - и подавно. Иначе бы и Терминатора можно было б запрограммировать на такое, противнику на страх. ;D
Солипсизм не пройдёт! :fal:  
Это сообщение редактировалось 02.06.2006 в 11:55
+
-
edit
 

aspid_h

литератор
★★
Видимо мне тоже придется перечитать Зайчика.
А то "дожать" аргументов пока не хватит, а согласиться - гонор спорщика не велит. = )
Хотя есть у меня чувство, что истину и окончательный ответ по всем этим спорным моментам только Хрен еВо Знает.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Хотел было кинуть пару ссылок на замечательные рецензии Сергея Бережного - но потом раздумал. Ибо среди нас, как достоверно известно, есть товарищи, Ван Зайчика еще не читавшие, и посему я полагаю, что портить им впечатление от знакомства с трудами еврокитайского гуманиста за счёт рецензий, преждевременно раскрывающих некоторые детали сюжетов - это было бы совершенно несообразно.

Посему - ограничуюсь отдельными цитатами, не опирающимися на конкретные нюансы сюжетов:

...в первых трех романах темой расследований Багатура Лобо и Богдана Руховича Оуянцева-Сю были уродливые нравственные искажения, для жизненного уклада Ордуси совершенно неприемлемые - ксенофобия, национализм, алчность, порабощение человеческого разума и духа, - то в романах второй цзюани напарники сталкиваются с человеконарушениями, порожденными искренним стремлением ордусян к утверждению всеобщего блага.

Человеку постоянно приходится идти на этический компромисс, и чем выше в обществе этическая "планка", тем труднее держаться этой высоты. Сильная этика оставляет человеку минимум вариантов выбора. И если обстоятельства становятся слишком сложны и престают поддаваться простой нравственной оценке, то велика вероятность того, что поступок человека пойдет "под планкой", то есть, будет этически ущербным.

От романа к роману увеличивается масштаб событий и сложность этических задач.

...

Своеобразие второй цзюани цикла Хольма ван Зайчика заключается во многом в полной и абсолютной этической вменяемости действующих лиц. Персонаж, совершивший нравственно неоднозначный поступок, в итоге судит себя сам, а роль Багатура и Богдана сводится к тому, чтобы дать ему максимально полное представление о том, к каким последствиям привели (или могли привести) его добрые намерения.

Конечно, это художественное допущение. Само собой, такой modus vivendi в нашей суровой реальности (при том уровне, на котором у нас установлена этическая "планка") невероятен и невозможен. Именно это, а не лисы-оборотни или призраки, являющиеся героям, в большей степени делает "Евразийскую симфонию" произведением фантастическим. Этот мир живет по законам фантастически высокой нравственности. Наш мир ничего такого позволить себе не может.

Наверное, поэтому меня (да и не только меня) так тянет пожить в Ордуси. Хочется попробовать на своей шкуре: а что же это такое - по-настоящему Высокая Этика?

Может быть, от этого не умирают?
 
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Дело хитрого Дао
© Сергей Бережной, 2001


Ван Зайчик выследил, но упустил ван Зайчика. Он его высмеял и возвел на пьедестал. Он доказал ван Зайчику, что никакого ван Зайчика не существует, и тут же взял у него в долг до получки. Он заключил с ним военный союз против него же самого и пакт о взаимном ненападении – одновременно. Он так виртуозно подделал свою подпись, что даже сам не смог отличить ее от настоящей. Его портрет на фоне самого себя производит незабываемое и мощное впечатление отсутствия впечатления.

Ускользает суть? Так и должно быть. Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное Дао. Истинное Дао всегда "где-то рядом". Это такая китайская версия закона подлости. Обратите внимание – у нас он приземленно называется законом бутерброда. Можно даже сказать – законом приземленного бутерброда.

Отличная иллюстрация различия между западной и восточной культурами, кстати: у нас даже Дао может упасть маслом вниз.

Представляю себе перевод книг Хольма ван Зайчика обратно на китайский. М-да.

Но как Киплинг-то опростоволосился! "Запад есть Запад, Восток есть Восток..." И сто лет мы эту нобелевскую дихотомию глубокомысленно повторяли. И мир воспринимали как слоистый коктейль: вот до сих пор наша водка, а вот от сих – их томатный сок.

А потом пришел ван Зайчик и встряхнул шейкер.




Бабушка в метро подходит к лотку и спрашивает "нового Зайчика". Продавщица, что характерно, сразу понимает, о чем речь. Бабушка кладет "Дело о полку Игореве" в авоську – прямо на пучок зеленого лука. Нам по пути, и в вагоне я вижу, как она надевает очки, достает книгу, открывает и начинает читать. Она пролистывает предисловие и жадно втыкается в эпиграф – фрагмент из легендарной XXII главы "Лунь Юй". И вздыхает – легко и просветленно...

Я книгу уже прочитал, и теперь мучительно пытаюсь представить: а как Ордусь выглядит для нее?

Не хватает воображения. Мы этой бабулькой говорим на одном языке, ездим в одной подземке – а представить ее мировосприятие не могу. Она наверняка не знает, что такое "альтернативная история". И фантастику, уверен, тоже давно не читает – я по авоське вижу. Для бабушки "хиус" и "тариэль" – это просто выдуманные марки автомобилей (хотя Стругацких-то в шестидесятых годах она вполне могла читать). Зато мексиканские сериалы наверняка смотрит...

Ван Зайчик – это почти мексиканский сериал. Герои книги с их семейными, душевными и служебными проблемами сразу становятся родными до безобразия. Экзотика опять же – и буквально не отходя от кассы. Александрия Невская кругом – стоит только из метро выйти под вечно серое небо.

Я с бабушкой просто обязан размежеваться - терпеть не могу мексиканские сериалы. В них нет парадокса. Но вот ван Зайчик – это мое, ибо он весь – парадокс. Местами – оксюморон. А местами – анахронизм. И против этого литературного винегрета мне не устоять.

Все недостатки книг ван Зайчика отступают перед отточенностью его культурных гамбитов. Созданная буквально из запчастей современной России и средневекового Китая модель Ордусской империи поразительно сложна и масштабна, а постоянный полемический "спарринг" реалий Ордуси с нашей действительностью делает восприятие этих книг на редкость стереоскопическим. Собственно, Ордусь, в отличие от толкиновского Средиземья, не выглядит самодостаточным устойчивым миром – без постоянной опоры на нашу реальность она колеблется, как дворец, построенный на зыбучих песках. Или как мираж в пустыне. Читать книги ван Зайчика как эскапистскую литературу невозможно – он постоянно связывает читателя с действительностью. Но памфлетами эти романы тоже не назовешь – памфлет, по сути своей, поверхностен, и он не предполагает позитивного развития... Такой мир, как у Войновича в "Москве 2042", развиться не может - только рассыпаться в труху.

Ван Зайчик по задаткам совершенно не сатирик. Он для этого слишком большой гуманист.

Самое страшное, что есть в Ордуси – это ее философско-нравственное обоснование. Тот самый гуманизм. Это действительно страшно – если сравнивать с тем, что вместо этого философско-нравственного обоснования имеем мы здесь и сейчас. Казалось бы, что может быть пугающего в лозунге "плохих людей нет" – Иешуа Га-Ноцри у Булгакова, кстати, придерживался сходной точки зрения. Но разве не ужас, что у них, в Ордуси, по этому принципу жить можно, а у нас – нет?..

"Не мир принес я вам, не мир – но мечту о мире". Время утопий, видимо, закончилось, и умница ван Зайчик это прекрасно понимает. Слабость всех без исключения утопий: они в принципе не выдерживают даже малейшей проверки реальностью. Поэтому ван Зайчик занимается исключительно тем, что сталкивает Ордусь с проблемами, хорошо нам всем знакомыми – всякого рода ксенофобии, национализмы, религиозные фанатизмы, сепаратизмы... На макете "идеальной империи" чертовски хорошо заметен дефицит иммунитета против этих пакостей, свойственный любой возвышенной демократии. Но при этом у нас эти пакости скорее правило, а в Ордуси – скорее исключение...

Ясно, что ван Зайчик благоволит к "своей" державе и не даст ее в обиду ни внешнему врагу, ни сепаратистам, ни приверженцам "мононациональных" идей. Но сохранение Ордуси во всей ее незамутненности – по крайней мере, пока, – это не прихоть, не произвол автора, но средство достижения совершенно определенной и ясно намеченной цели. Ван Зайчик настолько решителен, что цель эту в "Деле о полку Игореве", третьем романе цикла, открыто провозгласил. Он поместил в мир Ордуси книгу, до безобразия похожую на наше хрестоматийное "Слово о Полку Игореве", и это "Слово..." вдруг начало оказывать на некоторых идеологически нестойких ордусян жуткое и труднообратимое воздействие. Их фундаментальная нравственная установка, "плохих людей нет", после прочтения этой книги подменялась на нечто иное, гораздо более нам знакомое: "люди бывают свои – и чужие"...

А теперь поменяйте в этой схеме минус на плюс. Если там, в Ордуси, такое мощное негативное воздействие оказывало "Слово...", то здесь, у нас, не менее мощное позитивное воздействие может оказать "Дело...".

Ван Зайчик задумал то, что у Стругацких называлось "позитивной реморализацией".

Вы смеетесь? На здоровье. Ван Зайчик, наверное, тоже смеется – потому что его задумка определенно работает. Его книги чертовски агрессивно воздействуют на мироощущение. Причем на благожелательно настроенном читателе это сказывается не так определенно, как на читателе, настроенном скептически. Благожелательный читатель просто начинает говорить ордусскими словечками, перестает пугаться иероглифов, ищет в книжных магазинах толстенную томяру Конфуция и прикидывает к своей фамилии ученое звание "сюцай". А вот скептик... Обратите внимание на резкие критические выпады, в которых произведения ван Зайчика как-то очень яростно обвиняют в имперском высокомерии, ксенофобии, проповеди национальной исключительности... У меня складывается дивное ощущение, что такая парадоксальная реакция наблюдается у очевидных и бесспорных единомышленников ван Зайчика, которые взросли на порочной установке "свои и чужие", установку эту почти преодолели, но принять императив "плохих людей нет" и стать единочаятелями пока не готовы. Новый императив протискивается в их душу, он атакует, он активен и агрессивен – эту агрессию они чувствуют, но не осознают (уж слишком фундаментальные личностные установки она затрагивает), и подсознательно ей противодействуют...

Собственно, я для чего все это пишу? Вы же умные люди, сами способны осмыслить то, что прочитали. Иногда хорошему человеку нужно только чуть-чуть помочь, чтобы он осознал себя таковым...

Вы говорите – я покушаюсь на суверенитет вашей многоуважаемой личности? Не нужно верить мне на слово, уверяю вас. Вообще никому не надо верить на слово.

Верить надо только "Делу".

Шутка.





Ван Зайчик – совершеннейший демон-искуситель. Он пытается соблазнить нас дивным новым миром, а мы ему говорим: читали мы этот "Дивный новый мир". Иди ты с миром. Дивным и новым.

А потом покупаем очередное "Дело...", прочитываем – и грезим...

Хороший человек – он как Джеймс Бонд. Целого мира ему мало. Ему нужна еще Ордусь. Просто так. Для отдохновения души. И для бесконечного приближения к Дао.

Кстати, Ордусь – она совсем как наше местное Дао, только еще теплей и человечней.

Я поднимаюсь на эскалаторе и, вслед за той самой бабулей - всем нам в этом мире по пути! - выхожу из метро на ровный, как стрела, Проспект Всеобъемлющего Спокойствия...
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Внимание! Эксклюзив! Только у нас - изображение знаменитого Жасминового Всадника из Александрии Невской!

Это с задней стороны обложки издания "Дела о полку Игореве" (2001, изд-во "Азбука", издано отдельной книгой). В интернете - только лицевые стороны обложек. Очень интересно было бы увидеть "задники" и остальных романов того же издания - если у кого есть, выкладывайте.

ИМХО - рисунок просто гениальный :) Эдакая реконструкция - каким мог бы быть Питер, если "западное" начало в нём заменить на "восточное".

Ах, да, забыл указать: художник - Антон Ломаев.
Прикреплённые файлы:
 
 
RU Серокой #02.11.2007 00:04
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Ага, помню эту картинку. )
Но книги я брал у знакомых, у меня ни одной нет, сканить нечего... (
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
У меня этого издания только "Дело о полку...", другие даже в руках не держал. Там сзади картинки разные вообще, ты не помнишь?
 
RU Серокой #02.11.2007 00:13
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Не помню... Я ж этот топик в 2002 завёл, 5 лет миновало. )
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
RU Ведмедь #02.11.2007 14:23
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Попробую отсканить, что есть.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Если есть не просто обложки, а именно вот такого типа картинки - оченно просим!
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Подумалось вот...
Фактически Цзацикэ-ван в мире Ордуси помещает русских, русскую нацию и гос-во в положение, аналогичное положению какой-либо крупной союзной республике времён СССР - например, Украинской.
И то, что многие, как показывает популярность трудов ван Зайчика, готовы психологически принять подобную систему, не испытывают к ней глубокого внутреннего отторжения - фактически доказывают, что обвинения "русских имперцев" в том, что они хотят играть господствующую роль - совершенно беспочвенны.
 
RU Серокой #05.11.2007 14:26
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Дык это ж извечное: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". :-F
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Не, если помнишь, князь Фотий - отнюдь не "варяг" из земель Цветущей Средины :)
 
RU вантох #05.11.2007 18:25  @Fakir#05.11.2007 14:33
+
-
edit
 

вантох

опытный

Fakir> Не, если помнишь, князь Фотий - отнюдь не "варяг" из земель Цветущей Средины :)
Он из Греков. У Ван Зайчика вообще не припомню ни одного положительного песонажа с полностью обычно-русским именем отчеством и фамилией. Отрицательные-есть.
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А вокруг себя ты видишь много людей с ЧИСТО РУССКИМИ именем, отчеством и фамилией? :lol:

Подсказка: среди распространённых в нашей стране имён ЧИСТО РУССКИХ от силы пять мужских и пара женских :lol:
 
RU вантох #05.11.2007 21:52  @Fakir#05.11.2007 18:31
+
-
edit
 

вантох

опытный

Fakir> А вокруг себя ты видишь много людей с ЧИСТО РУССКИМИ именем, отчеством и фамилией? :lol:
Fakir> Подсказка: среди распространённых в нашей стране имён ЧИСТО РУССКИХ от силы пять мужских и пара женских :lol:
Обычные(и необычные) русские ФИО резко отличаются от ВЗ производных.
Вот типа тех,кого вижу, у него в положительных и нету.В отрицательных почему-то есть. "Плюсовые" сплошь синтетика его производства.

Вполне естественны из других вещей даже приснопамятный враг народа Джон Евлампиевич Макитра (сын японки и украинца-эмигранта, американскоподданный, шпион) или Остап ибрагимович Бендер-бей.
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну ясен пень, отличаются - трудно было бы ожидать, чтобы они не отличались в мире с НАСТОЛЬКО другой историей на протяжении последних, считай, семи веков.

Кстати, навскидку - у Крякутного вроде вполне русское имя...
 
RU вантох #05.11.2007 23:20  @Fakir#05.11.2007 21:56
+
-
edit
 

вантох

опытный

Fakir> Кстати, навскидку - у Крякутного вроде вполне русское имя...
Дак он того, с придурью. Насчет имен это больше к "делу победившей обезьяны", как и Дивов Зайчик Москву гм.

Хотя в общем-то у него все стеб,с именами тоже, пошалил.
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да про Мосыкэ вроде как слова худого не сказал.
Хотя авторы питерцы, шо с их взять :F
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Джентльмены, а как полагаете - смотрелся бы ван Зайчик в мультипликационной экранизации? :rolleyes:
 
RU Ведмедь #28.11.2007 20:40
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
А то. У меня дочка смотрит по Николодеону "Легенду об Аанге" - вот что-то типа того. Прикинь, доблестный человекоохранитель Багатур Лобо мечом скорпиона - рраз... И все на фоне ордусской архитектуры.
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
М-м... То есть не просто полный метр, а еще и сериал?
 
RU Ведмедь #28.11.2007 20:59
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
А и то, и другое. Я чуйствую агромадный потенциал :)

Да, и еще игрушку можно - по какому-то Гарри Поттеру сделали же..
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Сделать игрушку по ван Зайчику, чтобы профанации не получилось... это где взять такого гения? :)
 
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Fakir - специально для тебя. Я тут двух авторов обкакал, поэтому чувствую необходимость заявить - Хольм ван Зайчик пишет шедеврально! Далеко, ох далеко не сразу "втянулся", но сейчас читаю с огромным удовольствием. доставляет удовольствие подумать, что он имел в виду в некоторых непонятных местах - то ли какие-то восточные заморочки, то ли юмор для меня слишком тонок :lol:
 
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru