xab> А почему такой большой срок выполнения? Разливка так на вскидку 20-40 тон в час.
Разливка (и сам стан) собственно не самое узкое место, таковым обычно является адьюстаж. На адьюстаже во первых масса различных дополнительных операций по отделке проката (часто трудоемких и длительных, в т.ч. с применением ручного труда, визуального контроля и пр.), куча грузопотоков, проблемы комплектации и отгрузки.
Для наглядности пример: предположим маркитанты сформировали пакет из нескольких заказов на выгодный (см. выше) обьем, т.е. одной марки стали, одного профилеразмера (скажем круг 40) и большого обьема - ну те же 500 тонн. Собственно стан как таковой эти 500 тонн выплюнет меньше чем за полсмены. А затем начинается отделка: а у разных заказчиков - разные требования. Одному нужна длина мерная (по стандарту), второму заказчику - кратная на персонально ему требуемый размер, третьему - кратная с остатком (причем кратная длина и остаток должны быть упакованы в разных пакетах). Одному нужно снять фаски с торцов прутков, второму тоже фаску - но уже только с одного торца (автозаводам например - для удобства подачи этих прутков в цанги станков-автоматов или ГКМ), а третьему это не надо вообще. Одному нужна иглофрезерованная (т.е. очищенная от окалины) поверхность, второму обточенная, третьему - приемка по поверхностным дефектам. Одному нужен УЗ контроль структуры (автозаводы, реакторостроение и т.п.), второму - подтверждение характеристик под горячую обработку, третьему - под холодную (во всех этих случаях отбираются различные пробы и специальная лаборатория со своей механической мастерской из этих проб изготавливает образцы - потом их рвет, ломает, осаживает, протравливает и т.п. - и так непрерывно в три смены). Одному нужна кривизна прутка по II классу, второму - по I классу. Одному нужна цветная маркировка (краской) по ГОСТу, второму - по их отраслевым ТУ (скажем лиловой краской - и упаси вас бог - синей или голубой), третьему - по их внутрифирменным стандартам (в три полоски, в строгой последовательности). Один возьмет хоть 10-тонные пакеты - ему без разницы, второму нужны 5-тонные, а третьему - не более 2,5 тонн. Один возьмет пакеты увязанные проволокой или лентой стандартно в три нитки - а второму нужны в пять: потому что у него отгрузка морем - а злобные докеры в порту (при чем почти во всех портах мира - интернациональное такое разгильдяйство) при разгрузке трюма ленятся застрапливать пакеты как положено - а цепляют их крюками за обвязку, потом дергают краном и рвут пакеты), а третьему нужна упаковка на деревянных брусках (да не абы каких - а после фитосанитарной обработки - при экспорте в ЕС). А комплектация - один берет (т.е. отгружается) весь заказ сразу, а второму он нужен неравномерными лотами в течении двух месяцев (а у некоторых западненских буржуинов - у них не только день поставки оговорен, а даже час - с 10-30 до 15-00 9 ноября, потому что они с колес работают и складов не держат - экономят гады
). И для каждой операции нужно свое оборудование, промежуточное хранение, перемещение и т.п.
И Т.Д. И Т.П. и многое еще чего.
А теперь представьте - что при всем вышеописаном гемморое, сделать минимальную партию заказа скажем в вагонную норму (60 т) и срок поставки неделю и это при сотнях производимых профилеразмеров и марок стали - наступит полный коллапс...
A.1.>> Я к чему обратил внимание на эти вещи, вроде далекие от прокатки – потому что от этого напрямую зависит размещение калибров на валках и соот. количество необходимых перевалок и настроек стана. Из-за этого в тех валках, что были поставлены немцами вместе с оборудованием стана – например для производства круга диам.12 мм на бочках валков одного комплекта имеется 23 одинаковых (дублирующих) калибра - т.е. они рассчитаны на одномоментное производство крупной партии проката(износился один калибр - перенастраиваешся на другой - без перевалки) xab> Не понял. Износился калибр это будет ну 12.3 к примеру, а как на другой сортамент перестроится?
На другой сортамент (в случае - если у вас на данном комплекте один тип калибров) - тогда нужно переваливать клеть. Если же в комплекте "одного профиля" у вас изнашивается калибр - то прокатка переводится на следующий по порядку исправный калибр на этих же валках. Для этого останавливается стан, и проводковая арматура из изношенного калибра переставляется на новый (соот-но регулируется) и стан запускается вновь. Смысл всего этого в том, что замена калибра занимает значительно меньше времени чем перевалка этой клети. Второй момент при этом - рациональное использование ресурса и парка валков. Скажем возьмем вышеописанный круг 12 мм - чистовые валки калиброванные только на этот профиль отстоят до ремонта (т.е. переточки из-за износа) - примерно 250 т., у круга 32 - 900 т и т.п. А теперь представьте что у нас сборная солянка из калибров разного размера на одном комплекте валков. С одной стороны удобно - можно катать (не переваливая стан, а только переставляя и настраивая проводковую арматуру) несколько профилей, а другой - загрузка заказами ведь по жизни неравномерная. Скажем калибр 32 на этом комплекте уже износился, а калибру 12 еще пахать и пахать (ну не было в эту перевалку заказа на круг 12). В результате - нужно откладывать этот комплект в сторону и ждать заказа на 12, либо (если нужно еще катать 32) перетачивать (т.е. обнижать) этот комплект на меньший диаметр (т.е. мы теряем неиспользованный ресурс калибра на 12). В реальности (при отсутствии постоянных "рациональных" заказов) приходится идти на компромисс: делать и узкоспециализированные комплекты валков, и комплекты группы профилей (и ломать головы над составом калибров в этих группах), и терять ресурс при переточках - все это разумеется с оглядкой на рамки себестоимости производства.
xab> И такой вопрос Вертикальные и горизонтальные клети работают попарно?
В непрерывных группах - все клети входящие в группу (собственно почему они и называются - непрерывные).
A.1.>> влияет определенным образом даже на конструкцию оборудования прокатных станов – т.е. при одинаковом сортаменте сортовой стан рассчитанный на производство малотоннажных партий имеет свои особенности в конструкции клетей, проводковой арматуры и т.п. отличия от стана рассчитанного на производство крупнотоннажных партий.xab> Про различия в конструкции клетей подробнее пожалуста.
Этого я коснусь позже, в пункте о современных тенденциях.
A.1.>> проводковая арматура для каждого типа калибров в этих валках. xab> Это что такое?
Это важный вопрос - он будет в разделе про настройку (дабы мне не прерывать логику рассказа и потом не повторяться
). Я сейчас как раз подбираю для этого в инете иллюстративный материал (увы, только на английском, в Рунете еще мало серьезной информации).