Штатный РП - шанс списанному летчику, или "электрический стул"?
Вопрос конкретный, а поехали в разные стороны.
Для кого-то, списанного с летной работы, это шанс, а в остальном- это электрический стул, на который ты садишься добровольно. И от того, насколько профессионально ты в нем сидишь, зависит все дальнейшее. Не знаю как сейчас, а в наши времена с должности ниже ком. АЭ туда никто не попадал. И это было правильным. В основном старались чтобы ШРП были с однотипных самолетов. Учитывая летный опыт, им было больше доверия. Хотя командиры полков и особенно замы садились на этот стул довольно часто. Если считать, что РП это тот, который говорит только "ШАЮ", значит полностью не знать его обязанностей в процессе летной смены. А их было предостаточно и ответственности еще больше, учитывая что каждое твое слово, и остальных из ГРП фиксировалось на ПМЗ, т.е. писалось на пленку. Для чего? Для того чтобы в случае необходимости знать где, кто, что и как "клювом щелкнул". Толковые ШРП всегда находились при подготовке вместе с летчиками. Их ценили и уважали. Ценили за то, что они обычно были старше и имели большой личный летный опыт, а значит в любой ситуации могли своевременно оказать помощь, потому что каждая ситуация ими представлялась так, как будто они находятся в кабине. Затем начали появляться ШРП летавшие на других типах. Ситуации были разными. Если он и ,до ШРП был толковым летчиком, значит он и здесь стремился изучить самолет, и не стеснялся спрашивать у своих коллег и летчиков зная что от него зависят жизни многих и не только летчиков. Это не высокие слова, а бытовуха жизни. А иногда попадались просто БАЛАБОЛКИ, которые на словах и летали раньше лучше всех, и в руководстве им равных нет А на деле могли руководить примерно как немец в знаменитом фильме летел через пролив, читая в полете инструкцию. В наши годы летная смена обычно была 7 часов. И если каждый член группы руководства в ближней и дальней зонах выполнял только свои обязанности, то РУКОВОДИТЕЛЬ ПОЛЕТОВ должен был, помимо выполнения своих обязанностей, постояно осуществлять контроль за всем происходящим не только в воздухе, но и на земле. В ИБА в смену было около ста различных вылетов, вот и нагрузка получалась. Отдыхом это наверное не назовешь. Однако и электрическим стулом тоже. Скорее всего это осознанная оветственность перед собой и теми кто участвует в полетах (не только летчики), а к этому надо было быть готовым. Поэтому если считаешь место ШРП электрическим стулом, лучше, как написано для монтеров - "НЕ ВЛЕЗАЙ, УБЪЕТ", или потом, если вдруг птичка, долго будешь доказывать что ты и свистел и стрелял, но тебя не поняли. Ситуация в воздухе развивается быстро. И от того, в какой момент ты - ШРП вмешался, зависит как она закончится и чем лично для тебя. Выкрутится пилот сам из ситуации - хорошо, один раз выдохнешь. А если не выкрутится и помочь некому? Если совесть есть, то потом всю жизнь себя винить придется. Так что решай сам, или "электрический стул", или народное хозяйство, или блок ОБАТО, может быть там тебе равных не будет.
Конкретных случаев по данной теме предостаточно, Некоторые здесь уже приведены (см. выше). При необходимости могу добавить из личного опыта. Плавали, знаем. Но это как развитие темы пойдет.