Noga вооружается за счет России
Эпопея «арестуем российское» продолжается
Скандально известная швейцарская фирма Noga продолжает активно действовать на территории Франции. К перечню российского имущества, арестовывавшегося по иску Noga, едва не добавился сегодня самолет Су-30МК, участвующий в международном авиасалоне в Ле-Бурже. Нежданно-негаданно на площадки салона прибыли французские судебные исполнители. Они предъявили российским представителям решение Стокгольмского международного трибунала в отношении долгов правительства России фирме Noga. Это решение имеет действие на территории Франции. Впрочем, как сообщили информагентства, российская сторона была заранее оповещена о возможности провокационных действий со стороны Noga. Поэтому боевой и учебно-тренировочный самолеты СУ-30МК и МИГ-АТ были перемещены со статических площадок на охраняемую военную зону аэродрома Бурже, куда не имеют доступа представители гражданских властей.
Ориентировочная стоимость российской боевой машины составляет свыше 30 млн долл. Впрочем, претензии швейцарской фирмы к России насчитывают почти 500 млн долл. Как известно, Noga требует от нашей страны возврата сумм, якобы недоплаченных по договорам начала 90-х годов. Тогда для преодоления продовольственного кризиса российское правительство использовало «помощь» различных посредников, одним из которых стал финансист из Женевы 78-летний Нессим Гаон. Входившая в его группу компания "Noga investment" заключила со свежеиспеченным российским государством крупные контракты на поставку продуктов питания стоимостью 1,5 млрд долл. в обмен на нефть. Правда, через некоторое время правительственные чиновники выяснили, что заявленные г-ном Гаоном суммы поставок, мягко говоря, сильно завышены. По этой причине контракт с Noga был разорван, но сама документация была оформлена со значительным количеством юридических погрешностей, что и позволяло фирме предъявлять претензии к России.
Стоит отметить, что адвокаты Noga выиграли несколько исков в судах первой инстанции. К середине минувшего года после многолетних разбирательств справедливость претензий швейцарской фирмы к России признали арбитражные суды Люксембурга и Стокгольма. Правда, сумма подлежащих удовлетворению претензий оказалась гораздо скромнее заявленных Нессимом Гаоном требований – всего 62 млн долл. Но наличие формального судебного решения позволило Noga требовать ареста российского имущества.
В мае 2000 г. по иску Noga были арестованы счета российских дипломатических представительств во Франции. После длительных судебных разбирательств арест был снят. Тогда Noga попробовала задержать барк «Седов», некстати оказавшийся во французском городе Бресте с целью участия в международной регате. Окончательный судебный вердикт вновь оказался не в пользу швейцарской фирмы: как оказалось, барк не может быть признан государственным имуществом. Разозлившийся Нессим Гаон пообещал арестовать самолет российского президента Владимира Путина во время пребывания того во Франции осенью минувшего года. По непонятным причинам это намерение не было воплощено в жизнь. Правда, как утверждают западные СМИ, накануне прилета Владимира Путина в Париж Кремль затребовал от французских властей формальных гарантий того, что судебные приставы не арестуют президентский «ИЛ-96».
Российская сторона, впрочем, не сидела, сложа руки. В декабре 2000 г. вице-премьер Илья Клебанов заявил, что Россия предполагает выстроить мощную юридическую защиту своих финансовых интересов и перейти в «юридическое контрнаступление» на Noga. Правда, в марте 2001 г. арбитражный суд стокгольмской торговой палаты постановил, что российское правительство должно немедленно выплатить швейцарской фирме 50 млн долл. Суд счел, что Россия обязана компенсировать этой компании убытки в соответствии с несколькими соглашениями о займах и поставках нефти. Словом, «юридическое контрнаступление» оказалось не слишком успешным.
Стоит отметить, что сегодняшний демарш Noga имеет несколько больше шансов на успех, чем арест «Седова». Созданный в 1996 г. по секретному указу Бориса Ельцина АВПК «Сухой» образован в форме государственного унитарного предприятия. То есть формально и сам АВПК, и его продукция являются собственностью российского государства. С другой стороны, разработка Су-30 осуществлялась ОКБ «Сухой», которое существует в виде акционерного общества. И хотя 51% акций ОКБ принадлежат государству, арест самолета ущемляет интересы и частных российских, и даже иностранных компаний (25% акций ОКБ находятся в собственности «ГУТА-банка», 15% –«ОНЭКСИМбанка», остальные принадлежат российским и иностранным фирмам и частным лицам). Вероятно, на этом и будут основывать защиту интересов российских авиастроителей адвокаты.
Пока же российские власти демонстрируют «крайнее возмущение» и занимаются поиском виноватых. Илья Клебанов, не мудрствуя лукаво, заявил: «Особенно неприятно и, наверное, не случайно, что это происходит в преддверии визита президента Франции в Россию, которому обе страны придают большое значение». А один из рупоров Кремля и вовсе договорился до того, что за провокацией с арестом российского самолета Су-30 в Ле-Бурже стоит Борис Березовский. Дескать, Борису Абрамовичу непременно надо сорвать визит Жака Ширака в Москву. Чиновники с более скромной фантазией полагают, что действия Noga в отношении российских самолетов «вызывают подозрения в недобросовестной конкуренции на рынках вооружений, летной и боевой техники». Об этом заявил замруководителя аппарата правительства Алексей Волин. По его словам, показательно, что действия против российских самолетов произведены не в начале работы авиасалона, а после того как отечественные летчики и техника успели продемонстрировать свои высокие качества, которые «могли оказаться значительно выше, чем этого ожидали конкуренты». Впрочем, Су-30МК демонстрируется на международных авиашоу с 1993 г., и его летные качества прекрасно известны и потенциальным клиентам, и конкурентам.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"