Balancer>> - Глубокая перестройка системы образования. Учить людей систематизации. Принципам. Но не конкретным знаниям.
Совсем без конкретных знаний нельзя. Система знания должна на чём-то базироваться, должен быть фундамент. Вообще найти золотую середину в данном случае невероятно сложно, но мне кажется, что без каких-то продвижений в этом направлении вообще ничего не выйдет.
Мне лично думается, что знания в первую очередь должны представлять собой (и строиться в процессе образования) систему, где фактов пусть не очень много, но где они будут взаимосвязаны, будут логически проистекать друг из друга, и развитие способности к построению таких связей и должно стать основной задачей системы образования. Как пример - в истории делать акцент не на фактах и датах, а на исторических процессах и как эти процессы формировали реальность. Это в первую очередь. Кроме того, дедуктивные способности, анализ и логику следует, очевидно, развивать целенаправленно. Ведь был когда-то такой предмет в школах, как логика, если я не ошибаюсь. Куда он делся?
Кроме того, ЕМНИП стоит вернуть в школы риторику, но не просто риторику, а риторику, основанную на уровне и глубине знаний. Необходимость связно излагать свои мысли в дискуссии, опираясь на факты и на анализ, по идее может здорово подтолкнуть мозги к работе в нужном направлении.
Это всё конечно ИМХО.
МД, кстати, написал уже - учат систематизации, но, очевидно, не анализу.
Как-то раз я читал про уровень различного рода школьных рефератов в тех же США - автор удивлялся, насколько он низок. В таком реферате, как он писал, как правило излагаются совершенно детские вещи, на уровне курса природоведения. Это типа "science class". Это само по себе интересно. Если это правда, значит проблема усугубляется ещё и низким уровнем требований к ученикам. Я как-то читал про программу образования, которую создали в США после 1957 года чтобы "догнать и перегнать СССР в науке", и моё внимание привлёк тот факт, что хотя сама программа была просто великолепной, её составляли лучшие умы страны и она дала прекрасные результаты, сегодня от неё мало что осталось. Причины такой потери интереса к ней приводились следующие 1) её не любили учителя, потому что она была тяжела и сложна в изложении, предьявляла высокие требования к учителю 2) её не любили родители, потому что она была эгалитарна по сути, работала преимущественно на отличников и при ней процент отстающих был стабильно высок 3) её не любили политики, обожающие образованские лозунги типа "no child left behind", опять таки именно потому что при таких программах отстающих много и создавалось впечатление что в образовании проблемы и 4) её не любили фундаменталисты, потому что настроенные на рациональное мышление мозги не особенно восприимчивы к идеям "свыше". За прошедшие десятилетия эти явления свели программу на нет, через постепенное снижение требований. Третья причина интересна, потому что она фактически означает, что наиболее сильной программой является именно та, при которой очевидно достаточно резкое разделение на успевающих и отстающих, а поголовная успеваемость как раз является тревожным сигналом.
Далее. Ты писал насчёт информационного шума, но ты кое-что упустил, а именно легодоступность как раз НУЖНОЙ информации. Сегодня, старшекласснику в США (и не только) для "написания" реферата по какой-либо теме достаточно двух тычков в Гугель, тычка в Википедию, копи-пейста в Вурд, добавления тайтла со своим именем и всё, "работа" готова, зачитана в классе под аплодисменты и свист. И все довольны, а учитель в первую очередь. Варианты возможны, возможны даже более высокие уровни обработки и подачи инфы, но в абсолютном большинстве из этих случаев информация, скопированная в реферат, и её смысл, пролетают сквозь мозги референта как фанера над Парижем. Если он и тратит какое-то время на эту информацию, то не на её осмысление, а на то как более эффектно её подать. По сути, получается что наличие огромного количества общедоступной информации, и не просто голых фактов, а именно уже разжёванной и систематизированной информации, с готовым анализом и выводами, при существующих методах обучения/трейнинга является не благом, а злом. И чем этой информации больше, тем полярный зверёк злее.
Это переворачивает с ног на голову все предположения и радужные надежды, которые связывала система образования с распространением и полнотой электронной информации. Когда всё давно "ясно и понятно", или даже когда только кажется что "ясно и понятно", мозги считают что напряжённо пахать им больше незачем и отрубаются. А то слишком много энергии потребляют - биологическая оптимизация однако.
В этой связи следует упомянуть, что традиционные научные библиотеки структурируют информацию не столько по темам, сколько по типам источников, и разжёванного готового материала либо мало, либо его намного труднее найти. Такие условия ставят студента в положение, в котором он вынужден намного больше времени тратить на осмысление и анализ в процессе поиска.
Это значит, что надо либо каким-то образом запрещать студентам пользоваться электронными ресурсами для написания работ и ограничивать их "сырьём", либо резко повышать требования к рефератам и референтам. Первое малореально, а второе наладывает более высокие требования в первую очередь на учителей и на систему образования, да и чревато обвинениями в элитизме.
Balancer>> - Глубокая фильтрация качества общедоступной информации.russo> В топку, согласен. Цензура должна быть минимизирована; надо запрещать то что нельзя а не разрешать то что можно.
Однако, локальная цензура в определённых случаях может быть полезна в образовании. Другое дело, что она малореальна...
Balancer>> Следующий этап развития информационного общества - построение систем (полу)автоматической систематизации информации, разработка, скажем так, информационных фильтров клиентской стороны.russo> Как это будет выглядеть? Некий интернет-комбайн собирающий то что нужно клиенту?
Вообще-то уже сейчас в военной области есть наработки по структуризации, фильтрации, и презентации информации, доступной командиру в бою. Это сейчас одно из самых интересных и прорывных направлений в CS.
Balancer>> Вообще, полагаю, что стремительный прогресс Человечества в XX веке затормозился к XXI-му именно из-за утыкания в информационную проблему.russo> У Тико это любимый конек. Он видит решение проблемы в мозго-машинных интерфейсах.
Рома просто повторил Хокинга
А вообще да, мы об этом писали. И я писал, только я не ограничивался BCI в чисто механистическом представлении, те же системы глубокого майнинга и предварительного анализа плюс специализированный GUI это из той же области. Я думаю не столько в направлении Brain-Machine Interface, сколько в направлении Machine-augumented intelligence. Собственно, та же гремучая смесь Гугль/Вики это уже MAI, да и основная проблематика ясна - как сделать так, чтобы биологическая составляющая MAI ненароком не атрофировалась, что мы сегодня и наблюдаем. Найти бы мою прошлую писанину по этому поводу...
ЗЫ: А башмак не совсем прав в своём примере с балетом и оружием. Дело-то в том, что специализированных источников по балету и оружию всегда хватало, и проблемы глубоко погрузиться в тему никогда не было.