Вот на мой взгляд толковая и интересная статья. Как вы считаете?
«ПУСТЬ КАЖДАЯ НАЦИЯ ЗНАЕТ, ЧТО МЫ ЗАПЛАТИМ ЛЮБУЮ ЦЕНУ, ВЫНЕСЕМ ЛЮБОЕ БРЕМЯ, ПЕРЕНЕСЕМ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ, ПОДДЕРЖИМ ЛЮБОГО ДРУГА, ВЫСТУПИМ ПРОТИВ ЛЮБОГО ВРАГА РАДИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОРЖЕСТВА СВОБОДЫ».
ДЖОН Ф. КЕННЕДИ, 35-й и самый молодой президент США, погибший от пули убийцы
«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ».
В условиях наметившегося роста антиамериканизма и обострения отношений с США появилась опасность возобновления глобальной конфронтации. Но выгодно ли это России? «Смысл» представляет читателю довольно распространенную точку зрения в политологическом сообществе США, что Америке нужно дружить с Россией. Но на определенных условиях. Что следует исходя из этой точки зрения предпринять правительствам обеих стран, чтобы избежать конфликта и попытаться наладить отношения?
НЕСМОТРЯ НА ВНЕШНИЕ РАЗНОГЛАСИЯ, МЕЖДУ США И РОССИЕЙ СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ПАРТНЕРСТВА.
В ближайшие годы американцы будут нуждаться в реорганизации внутренних дел. Эти преобразования требуют поддержания статус-кво на международной арене, и в этом отношении новое партнерство с Россией может оказаться бесценным шансом для США.
Военное сотрудничество России и США: невозможное возможно?
Включение России в том или ином качестве в атлантическую систему безопасности позволит раз и навсегда ликвидировать призрак российско-китайского альянса, направленного против США. Более того, в таком случае удастся добиться от России прекращения поддержки антиамериканских режимов Ирана, Венесуэлы, Кубы, Северной Кореи.
Мнение американцев:
Кристофер ТАЙРЕЛЛ, эксперт Центра стратегических исследований (США):
В условиях наметившегося роста антиамериканизма и обострения отношений с США появилась опасность возобновления глобальной конфронтации. Но выгодно ли это России? «Смысл» представляет читателю довольно распространенную точку зрения в политологическом сообществе США, что Америке нужно дружить с Россией. Но на определенных условиях. Что следует исходя из этой точки зрения предпринять правительствам обеих стран, чтобы избежать конфликта и попытаться наладить отношения?
Ричард ВАЙЦ, ведущий научный сотрудник Института Хадсона, США:
России выгодно сотрудничать с США, потому что интересы обеих стран постоянно пересекаются. К ним относятся борьба с терроризмом, решение региональных конфликтов, предотвращение распространения опасных технологий. Несмотря на сложности в двусторонних отношениях, возможности для сотрудничества в области безопасности, за исключением, пожалуй, вопроса о ПРО, по-прежнему существуют. Так, подписанный в 2002 году Договор об обмене информацией расширил возможности совместного поиска и обезвреживания активов преступных и террористических групп. А в 2003 году в результате совместной работы ФСБ и ФБР был задержан гражданин Британии, пытавшийся контрабандно провезти в США переносной зенитный ракетный комплекс, изготовленный в России. Работа на этих направлениях должна продолжаться, и США в этом заинтересованы, так как российское влияние существенно во многих регионах, имеющих значение для Вашингтона. США и Россия являются партнерами по многим международным вопросам и оба обладают правом вето в Совбезе ООН, так что российско-американское сотрудничество выгодно не только этим странам, но и является необходимым условием для решения многих международных проблем.
Рональд СУНИ, профессор социальной и политической истории, Мичиганский университет, Чикагский университет:
А почему Россия не должна сотрудничать с США? На деле за последние десятилетия она скорее выиграла от этого сотрудничества, чем проиграла. Не во всех случаях, конечно, но во многих. Главным выигрышем более миролюбивых отношений стало то, что США не представляют больше угрозы для России.
Нежелание сотрудничать сегодня поставило бы Россию в невыгодное положение. Несмотря на доходы от нефти, она по-прежнему достаточно слаба в военном и экономическом отношении. К тому же это отрицательно скажется и на образе России на Западе, как уже сказались меры, принятые Москвой в отношении Грузии, Украины. Как кажется, российское руководство пока не готово идти на подобные решительные действия. Надо понять, что партнерство вовсе не означает капитуляцию. Россия вполне может продолжать свою независимую внешнюю политику, давая миру понять, что не согласна со всемирной американской гегемонией. Для того чтобы Россия пошла на сближение, США должны более внимательно относиться к российским интересам в стратегически важных для нее регионах. Такое сотрудничество позволит России свободно конкурировать с Америкой, которая часто ведет себя довольно опрометчиво на мировой арене.
К очередным президентским выборам в России и США обе страны приходят с комплексом неразрешенных проблем. Судя по выступлениям американских кандидатов на пост президента, элиты США едины в том, что Россия относится к кругу довольно недружественных Америке государств. И в отношении Москвы следует использовать инструменты давления и сдерживания. Признание провала политики Клинтона в отношении России Ельцина и Буша-младшего в отношении России Путина уже стало общим местом в дискурсе американских политиков. Резкое похолодание в двусторонних отношениях в последние два-три года вновь вызвало к жизни призрак холодной войны. Такие события, как выступление вице-президента Чейни в Вильнюсе в апреле 2006 года и речь президента Путина в Мюнхене в феврале прошлого года, подтолкнули многих к выводу, что геополи-тическое соперничество, казавшееся завершившимся в 1991 году, вновь возобновляется. В американской политике вновь обретает силу миф об «извечном империализме и экспансионизме» России, вне зависимости от того, кто ею правит: цари, коммунисты или бывшие сотрудники КГБ. США на протяжении всего второго срока правления Буша-младшего прилагают активные усилия к ограничению пока еще минимального российского влияния в мире и к принуждению российских лидеров сосредоточиться на внутренних проблемах. Естественно, это может усилить антиамериканские настроения в российском обществе. Достаточно жесткая позиция администрации Белого дома делает антиамериканизм весьма соблазнительным инструментом для российской политики.
Велико ли в Кремле искушение признать «очевидные факты геополитики» и вернуться к глобальному противостоянию политике США? Ведь этому охотно подыграют многие американские политики, стремящиеся противостоять России и готовые сделать борьбу со старым врагом основой американской внешней политики.
Тем не менее возврат к борьбе с США в качестве главной цели российской политики будет для России катастрофической ошибкой.
«АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» ДВУХ ДЕРЖАВ.
Новое начало российско-американских отношений зависит не только от российских политиков. Решающую роль будет играть готовность ведущих политиков Америки протянуть руку России. Но этого состояния невозможно достичь, продолжая развивать демонстративный антиамериканизм. Правильно понятые интересы США и России сейчас близки в главном. Хотя это утверждение кажется парадоксальным, оно имеет глубокое обоснование. Обе страны в настоящее время консервативны, заинтересованы скорее в сохранении существующего статус-кво, чем в его радикальном изменении.
Русская нация переживает демографическую катастрофу, рождаемость сильно отстает от смертности. Население России страдает от бедности и последствий экономического упадка 1990-х годов. Медицина и образование находятся в кризисе, интересы подавляющего большинства граждан сосредоточены на выживании либо на повышении своего жизненного уровня. Сегодня русские не являются мперской, экспансионистской нацией; это нация, по сути дела, усталая, пережившая катастрофу, стремящаяся уклониться от любого серьезного напряжения. Состояние России не дает ее лидерам возможностей для агрессивной, экспансионистской политики. Фундаментальные интересы страны — это мир, международная безопасность, стабильность, экономическое развитие. Эти цели достижимы. Задачи же экспансии и глобального конфликта с США просто не соответствуют возможностям России.
США также находятся не в лучшем состоянии. Два президентских срока Буша-младшего ослабили Америку во всех отношениях. Нация не в состоянии одержать победу в Ираке и Афганистане, переживает экономические трудности, страдает от экономической зависимости от Китая, сталкивается с проблемой распада среднего класса и кризиса демократии, наблюдает потерю привлекательности Американской мечты. Сделанная в 2000–2003 годах ставка неоконсерваторов на то, что внешняя политическая и военная экспансия не может компенсировать социальный и экономический кризис в самой Америке. Попытка необдуманной экспансии во время президентства Буша-младшего продемонстрировала пределы мощи США. Следующей администрации Белого дома не стоит противостоять России, хотя США и могут обеспечить ее окончательный крах. Но пойдет ли это на благо? Уничтожение России как целостного государства поставит вопрос о судьбе ее ядерного оружия. Есть ли уверенность в том, что ядерное оружие не попадет в руки международных террористов и иных врагов США? Исчезновение России приведет к спорам о праве контроля над ее бывшей территорией. Смогут ли США в этом случае не допустить, чтобы Китай взял под контроль природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока?
Расчленение России вряд ли усилит США: скорее, на этом пути создаются дополнительные проблемы, только усиливающие основного конкурента на Востоке.
Наконец, не следует игнорировать еще один фактор. Прямая угроза со стороны США может побудить русскую нацию проявить свой традиционный жертвенный патриотизм, благодаря которому потерпели поражение Наполеон I и Адольф Гитлер. В нынешней ситуации партнерские отношения с Россией для США куда выгоднее, чем попытки ликвидировать ее как геополитического игрока.
Несмотря на внешние разногласия, между США и Россией существует большой потенциал для партнерства.
ПРОСТРАНСТВО НОВОГО ПАРТНЕРСТВА.
Как должно выглядеть новое сотрудничество США и России? Главная идея состоит в том, чтобы предоставить России еще один шанс стать членом сообщества наиболее развитых стран.
В экономической сфере российским властям следует отказаться от политики последних лет, направленной на жесткий контроль стратегических иностранных инвестиций. Лидерам России следует разрешить доступ американского капитала, располагающего высокоэффективными технологиями добычи и переработки, в такие отрасли, как добыча нефти и газа, где Россия скоро столкнется с исчерпанием существующих месторождений. Во избежание чудовищных злоупотреблений 1990-х необходимо использовать такие модели взаимодействия, которые позволят сбалансировать российские и американские интересы. Оптимальна форма, когда американские компании при разработке конкретных месторождений будут выступать миноритарными партнерами российских государственных корпораций. Россия сохранит стратегический контроль над нефтегазовой отраслью, а в то же время обеспечит приток инвестиций и современных технологий в ключевую отрасль своей экономики.
В плане международной политики США следует дать России твердые гарантии безопасности, официально отказавшись от развертывания на территории новых членов НАТО военных баз США, а также наложив мораторий на передвижение войск США и стран блока к границам России. Эти гарантии, а также возможное включение России в качестве участника в систему ПРО позволят устранить российские возражения против расширения НАТО. Опыт успешного сотрудничества с США приведет к маргинализации идеологии «особого, антизападного пути» России, играющей сейчас заметную роль в российской политике.
Наконец, во внутренней политике российским лидерам следует переходить к демократизации.
Проблемы поддержания демократии и соблюдения прав человека прежде всего являются внутренним делом самой России. Однако демократизация страны окажет важное влияние и на международные процессы.
Следующей администрации США не следует выдвигать жестких требований в этой сфере, потому что этим путем можно лишь стимулировать рост антиамериканских и авторитарных настроений в России.
Препятствия на пути к распространению демократии в России обусловлены уверенностью российских лидеров в том, что таким образом США добиваются лишь ослабления России по образцу периода правления Бориса Ельцина. Демократизация России станет успешным проектом тогда, когда за ней будет стоять опыт успешного российско-американского сотрудничества в мировой политике и глобальной экономике.
Осознание российскими лидерами того, что Америка желает развивать равноправные, партнерские отношения с ними, ослабит сопротивление демократии.
В свою очередь, развитие демократии позволит ввести в цивилизованные рамки борьбу российских элит между собой и улучшит обратную связь общества и государства. В результате Россия станет более стабильным участником международных отношений, что окажется выгодным и для США, нуждающихся в глобальной стабильности на период внутренней реорганизации.