Политика неэффективной и запаздывающей нейтрализации отдельных проявлений общего структурного кризиса будет продолжаться до президентских выборов, когда правительство и руководство Банка России будут обновлены, но в силу природы нынешнего государства, ориентированного на коррупцию, их эффективность не повысится. После президентских выборов стабильность в силу общей погруженности в политические проблемы и наступления летних каникул удастся поддерживать до конца июля (так как участники рынка будут видеть опасности и «играть на опережение»), после чего опасность перехода структурного кризиса российской экономики в открытую форму станет реальной.
// forum.msk.ru
Мне вот эта часть понравилась(остальное в ссылке):
Выход инфляции из-под контроля
В августе инфляция составила 0.1%, в сентябре - 0.8%, за первые три недели октября - 1,3%. С начала года по 22 октября она составила 8,9%, превысив не только прошлогодний уровень на ту же дату (этот уровень был превышен уже по итогам сентября), но и официальный годовой прогноз (8%). По итогам года она составит не менее 11%. Подчеркнем: речь идет об официальной инфляции, которая занижается, по ряду оценок, в не менее, чем в 2,5 раза.
Ожидать замедления инфляции в 2008 году не приходится: бюджетные расходы IV квартала уже увеличены правительством (не только ради предвыборной пропаганды и в силу коррупционных настроений, он и для преодоления банковского кризиса ликвидности) на 1,07 трлн.руб. и превысят плановый уровень в 2,3 раза, составив 46% всех расходов 2007 года. Это вновь, впервые после дефолта, сделает инфляцию монетарной. Рост же внутренних оптовых цен на газ (во многом определяющий рост тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ) ускорится почти вдвое и составит с 1 января 2008 года 25%.
Непосредственная причина всплеска инфляции - удорожание продовольственных неплодоовощных товаров: с 1,6% в августе до 2,2% в сентябре, на 8,1% за январь-сентябрь по сравнению с прошлогодними 6,6%.
Помимо повышения мировых цен на продовольствие, значительную роль в этом сыграли до конца не ясные, как это ни парадоксально, особенности развития внутренних российских рынков.
Так, загадочной остается ситуация с основой основ - урожаем. Засуха, ударившая по всему миру, зацепила и Россию: посевы погибли на огромных площадях, о чем широковещательно сообщалось, - однако статистика урожая этих потерь не отражает. На 1 октября 2007 года намолочено 61,6 млн.т. зерна (по сравнению с 59,3 млн. в прошлом и 61,5 млн.т. в позапрошлом годах), пшеницы - на 9.5%, кукурузы - на 37,2% больше прошлогоднего. Семян подсолнечника намолочено на 19,1% меньше лишь из-за более медленной, чем в прошлом году, уборки урожая.
Либо с последствиями засухи удалось мистическим образом справиться, либо официальные данные фальсифицированы (в том числе чтобы не портить дополнительно предвыборную ситуацию), как это делалось в СССР - например, многократными перепродажами одного и того же зерна разными хозяйствами, каждое из которых записывало его в свой урожай.
Если верить официальной статистике, непосредственной причиной повышения цен на внутреннем рынке стало ускорение экспорта злаков: в январе-августе он вырос вдвое - до почти 1,5 млрд.долл., и его рост продолжает нарастать. Введенные вывозные пошлины заведомо недостаточны для его сдерживания, а товарные интервенции, как и в предыдущие годы (с 2003, когда они начали применяться) недостаточны по объемам и осуществляются с опозданием, в результате чего они помогают перекупщикам, а не производителям.
Цена недееспособности правительства в сфере рыночного регулирования высока. За январь-сентябрь хлеб подорожал на 20,0% по сравнению с 7,6% в аналогичном периоде прошлого года, макароны - на 13,8 против 3.8%, крупа - на 15,9 против 11,0%.
Оптовые цены на семена подсолнечника нового урожая выросли почти вдвое, но и подсолнечное масло из семян старого урожая за девять месяцев подорожало на 17,2% - по сравнению со снижением на 1,2% за аналогичный период прошлого года.
Удорожание зерна способствует удорожанию продукции животноводства не меньше, чем рост мировых цен на нее. За январь-сентябрь 2007 года цены на сливочное масло выросли на 17.2% против 4.0% за аналогичный период прошлого года, на молоко - на 12,0 против 4.6%, на мясо - на 5,4 против 3,9%.
Инфляционная волна захлестывает новые секторы экономики, в которых в первые девять месяцев удалось достичь ценовой стабильности.
Так, в январе-сентябре 2007 года розничные цены на бензин выросли на 2,3% по сравнению с 12,2% за тот же период прошлого года - в первую очередь, безусловно, из-за простого исчерпания потенциала их удорожания (аналогичная картина наблюдалась на рынке сахара).
Однако уже в конце октября не связанные с крупными нефтяными компаниями владельцы АЗС собрались обратиться к правительству с просьбой заморозить оптовые цены на бензин по всей стране, так как за вторую половину октября они выросли настолько, что рентабельность независимых заправщиков снизилась до критической отметки. Только за неделю с 19 по 26 октября автобензин подорожал в среднем на 1,83%, а летнее дизтопливо - на 4,31%.
Рост цен на топливо вызван ростом мировых цен на нефть, стимулировавшим экспорт нефтепродуктов, и нежеланием правительства защищать интересы внутреннего рынка. Дополнительные факторы - сокращение выработки нефтепродуктов из-за плановых ремонтных работ, которые проводятся на НПЗ осенью, а также, по некоторым оценкам, неэффективное диспетчирование поставок нефти на НПЗ, недавно перешедшие под контроль «Роснефти».
Замораживание цен на 9 «социально значимых» товаров (нежирные молоко и кефир, сметана, яйца, черный и белый хлеб, сахар, сыр и подсолнечное масло) даст лишь временный и ограниченный эффект, даже если государство обеспечит их наличие в продаже.
Соглашение касается лишь нескольких крупных торговых компаний. Даже с учетом присоединяющихся к нему в регионах не участвующие в соглашении монополисты смогут повышать цены. Участники же соглашения смогут заняться «перекрестным субсидированием», компенсируя недобор прибыли повышением цен на «социально незначимые» товары (это тем более вероятно из-за ухудшения финансового положения ряда сетевых торговых компаний).
По завершении действия соглашения - 1 февраля или 1 апреля - они смогут резко повысить цены. Таким образом, замораживание цен - лишь выигрыш времени.
Само по себе это не мало и не плохо, но правительство не сможет им воспользоваться, так как действенная антимонопольная политика противоречит интересам бизнеса и догмам либерального фундаментализма.
Недоразвитость сельского хозяйства и рабская зависимость от внешних рынков как причина инфляционного всплеска в полной мере не сознается правительством. Меры по комплексному развитию сельского хозяйства, сочетающие разумный (хотя бы на уровне развитых стран) протекционизм с развитием сельхозинфраструктуры и снятием искусственных барьеров на внутренних рынках остаются вне сознания российского руководства; максимум, на что оно способно - это точечные протекционистские меры, поддерживающие лоббистов, а не экономику.
При этом правительство обречено на противоречивые шаги, связанные не с экономической целесообразностью, а с интенсивностью давления различных лоббистских групп.
Так, в ценовой костер уже плеснула бензина такая чудная мера, как почти двукратное повышение ввозной пошлины на сахар с 1 декабря. Как это повысит уже собранный урожай сахарной свеклы и «поддержит отечественного производителя», неясно, - но особенно забавно она смотрится на фоне трехкратного снижения ввозных пошлин на молоко. Производство последнего, в отличие от производства сахара, не сезонно и потому действительно может наращиваться повышением ввозных пошлин (в обязательном сочетании со стимулированием развития другими мерами), - но эти пошлины как раз снижают - просто потому, что лобби импортеров молока значительно сильнее лобби его производителей (а в сахарной отрасли ситуация противоположна).
Сразу после сообщения о повышении пошлины на сахар он подскочил в цене не менее чем на рубль - и это после того, как в январе-сентябре его цена была стабильна (она выросла лишь на 0,2% - при росте на 37,3% в январе-сентябре прошлого года). Похоже, сахарное лобби сумело «очень хорошо» попросить новое правительство.
Результатом стал ажиотажный спрос как на подлежащие долгому хранению товары, цены на которые регулируются (в ожидании скачка цен по завершении периода регулирования), так и на «замещающие» товары, подлежащие долгому хранению (в первую очередь консервы).
Но самое главное, что основной причиной роста цен является не скачок цен на мировых рынках и не слабость сельского хозяйства, а монополизм российской торговли. Это было наглядно видно еще во время продовольственного кризиса в Калининградской области (завоз продуктов в которую высоко концентрирован), рукотворность которого не вызывает сомнений и который позволил хорошо заработать. Схожие кризисы устраивались и раньше - как ради концентрации рынка, вытеснения с него малых компаний (как «винный кризис» начала года из-за введения ЕГАИС), так и просто для распродажи остатков (соляной и несколько малых сахарных кризисов).
В случае осеннего скачка цен принципиально важно, что цены на продовольствие подскочили до того, как на рынок поступили закупленные по более высоким ценам или с выплатой более высоких пошлин импортные товары и до повышения пенсий. В целом цены повысились из-за не роста спроса или издержек, но сообщения о них. Это значит, что инфляция вызвана тотальным злоупотреблением монопольным положением. Подтверждает это и ситуация на отдельных рынках: «немотивированное» ускорение роста цен на стройматериалы на две трети - с 8,2 до 13,6% и удорожание в сентябре яиц на 6,1%.
Борьба же со злоупотреблением монопольным положением практически не ведется - подготовленный законопроект об упрощении регистрации торговых точек, необходимости вписывания торговых центров в архитектурный облик населенного пункта и незначительном снижении «порогового» уровня концентрации рынка, вызывающего внимание антимонопольных органов окажут на реальную жизнь не большее влияние, чем статья в газете.
Ограничение злоупотребления монопольным положением не только технологически сложно, не только почти не допускается законодательством (оно до сих пор требует доказательств прямого сговора, которого может не быть вообще, и не позволяет снижать необоснованно завышенные цены, как в некоторых развитых странах), но и политически опасно. Ведь прекращение монопольного завышения цен лишит бизнес средств для выплат взяток и лишит коррумпированную бюрократию значительной части денег; действенная же борьба с коррупцией даже с чисто формальной точки зрения является в современной России конституционным преступлением - подрывом основ реально сложившегося государственного строя.