О, уже и russo ...
Кажется, я понял в чем затык, не в непонимании механизма менделирования, а в непонимании механизма доминирования признаков.
Внятный ответ - в школьном учебнике биологии. Чтобы понять, почему так, а не иначе, нужно прочитать и понять порядка 10-20 страниц про биохимию в целом. Про белки, ферменты... Именно поэтому генетику читают ПОСЛЕ биохимии.
"Изложите сопромат в двух словах", э?
Попробую быстро, и сильно упрощенно ... с Нумера бутылка.
Свойства организма - определяются наличием в нем разных белков.
Есть белок (лактаза)- перевариваем молоко, нет- не перевариваем.
Есть белок (алкогольдегидрогеназа)- не пьянеем, нет - с 10 грамм в отключку.
Есть белок (меланин) - глаза карие, нет - голубые(бесцветные, на самом деле).
В организме две копии генов, которые кодируют белки. они могут быть одинаковые, могут быть разные. Одна копия может кодировать функциональный белок, другая нет.
Если копии одинаковые- да+да нет+нет, все понятно.
Если разные - внешне проявляется тот ген, продукт которого выполняет функцию.
К примеру, есть две копии гена лактазы, одна работает, другая с мутацией и не дает синтезировать активный белок.
Белок все равно синтезируется с исправной копии, молоко можно пить.
Это означает, что ДОМИНИРУЕТ перевариваемость лактозы.
При скрещивании двух родителей с таким набором генов по правилам комбинаторики (выше табличка была) вероятность появления у детей
двух рецессивных генов - 0.25, двух разных- 0.5(проявляется доминантный), двух доминантных- 0.25.
То есть потомство по внешним признакам расщепляется в соотношении 3:1.
Это ПРОСТЕЙШИЙ случай.
остальные фокусы- для спецов.
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)