[image]

ПРИБАЛТЫ ПРОВОРОНИЛИ РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ

Теги:политика
 

V.T.

опытный

Какие будут коментарии ?


В Латвии стартовал референдум по русскому языку - ПОЛИТИКА

Латвийским гражданам предстоит определиться, за они или против предоставления русскому языку статуса второго государственного. Для успеха референдума инициативу должны поддержать 50% избирателей

// www.utro.ru
 



Иван ПОЛЯНСКИЙ, 10 января, 02:11


Не секрет, что экономическое благополучие маленьких, но гордых прибалтийских республик после освобождения от "оккупации" в значительной мере строилось на доходах от транзита экспортируемого бывшей империей сырья и в первую очередь нефти. Доходы эти оцениваются в общей сложности в $2 млрд. в год. Однако теперь, похоже, такой лафе приходит конец. После того как в декабре 2001 года вошла в строй первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС) с терминалом в Приморске, нефтяной транзит через Прибалтику, составлявший ежегодно 35-38 млн. тонн, уже сократился в прошедшем году до немногим более 29 млн. тонн. Между тем с запланированным на декабрь нынешнего года пуском второй очереди БТС пропускная способность терминала в Приморске возрастет с 12 до 18 млн. тонн нефти в год, а в перспективе ее предполагается довести до 30 млн. тонн. И это еще не все – существуют (в разной стадии реализации) и другие проекты по развитию портовых мощностей в Ленинградской области. Так, в этом году должен заработать порт в Усть-Луге, через который ежегодно будет проходить 5,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов и 8 млн. тонн угля. Строится нефтяной терминал в бухте Батарейная мощностью в 12 млн. тонн. На 10 млн. тонн нефти рассчитан терминал в Высоцке, к строительству которого приступил "ЛУКОЙЛ" (правда, в минувшем декабре Минприроды РФ приостановило стройку по причине каких-то нарушений при оформлении землеотвода, но, надо думать, сие будет улажено).

В совокупности новые портовые мощности с лихвой покрывают не только существующие, но и прогнозируемые на перспективу транспортные потребности по экспорту российской (а частично и казахстанской) нефти в северо-западном направлении. Появляется принципиальная возможность вообще отказаться от прибалтийских услуг по нефтяному транзиту. Тем не менее, нефтяной поток через страны Балтии, по всей вероятности, полностью не иссякнет – тому есть ряд причин: долгосрочные обязательства компании "ЮКОС" перед Литвой, технические факторы (к примеру, в зимний период в Финском заливе в отличие от незамерзающего Вентспилса приходится использовать ледоколы), изменчивость коммерческой конъюнктуры и т.п. Однако почти наверняка этот поток обмелеет вскорости до очень небольшого ручейка. Кстати, переориентации экспортеров на российские порты будет способствовать и такое обстоятельство как предстоящее вступление Эстонии, Латвии и Литвы в Евросоюз. Дело в том, что большинство их портов действует пока в режиме свободных экономических зон, а в ЕС это исключается. Соответственно, издержки грузоотправителей в итоге возрастут.

Страх лишиться транзитных доходов заставляет прибалтов предпринимать лихорадочные усилия сразу по нескольким направлениям. Первым делом, это попытки помешать реализации российских планов – дескать, строительство новых портов на Балтике, да еще этими безответственными русскими, таит в себе чудовищную экологическую угрозу. Правда, главным запевалой в хоре борцов за чистоту балтийских вод выступают не прибалты, а финны, тоже охочие до российского транзита. Финляндия даже инициировала независимую международную экспертизу терминала в Приморске, но здесь вышла промашка: мало того, что эксперты подтвердили высокую степень экологической безопасности терминала, так еще и поставили российский порт в пример финскому Порво. В отместку обиженные финны провели закулисные маневры в ЕБРР, в результате чего банк отказал "Транснефти" (оператору проекта БТС) в кредите на сумму 280 млн. евро.

В условиях обостряющейся конкуренции за российский транзит прибалтийские порты стараются завлечь грузоотправителей снижением тарифов и прочими "пряниками". Инструментом в этой конкурентной борьбе служит также привлечение российских нефтяников к участию в собственности и управлении портовыми комплексами. А ведь еще недавно при приватизации таких комплексов россиян не пускали даже на порог. Вспомним, например, как в 1995 году российские компании получили от ворот поворот при приватизации "Ventspils Nafta" или как долго "ЛУКОЙЛ" добивался, но так и не добился участия в управлении "Mazeikiu Nafta". Однако времена меняются. И вот уже "ЮКОС" приобретает в прошлом году контрольный пакет акций литовского концерна (кроме Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комбината концерну принадлежит нефтеналивной терминал в Бутинге и Биржайский нефтепровод). Правое правительство Литвы отдало "Mazeikiu Nafta" под контроль американской Williams International Company (WIC), под руководством которой предприятие несло сплошные убытки ($115 млн. за 2000-2001 гг.). В конце концов WIC решила выйти из проекта, а правительство Бразаускаса было вынуждено согласиться на передачу стратегического для республики предприятия под контроль "ЮКОСа". При этом российская компания пообещала не только снабжать нефтью Мажейкяйский комбинат, но и обеспечить загрузку терминала в Бутинге. Кстати, Бутинга – единственный прибалтийский порт, который в 2002 году увеличил перевалку сырой нефти (грузооборот возрос еще в Таллинне, но через эстонский порт переправляются главным образом нефтепродукты, доставляемые туда железнодорожным путем).

По всей видимости, по аналогичной методе – создание благоприятных условий для российских инвесторов в обмен на гарантии транзитных поставок – будут действовать в Латвии и Эстонии. Так, уже делаются различные пассы, чтобы заманить российские компании участвовать в новом этапе приватизации "Ventspils Nafta". Собственно говоря, ничего другого латышам не остается: Вентспилс наиболее уязвим перед лицом интенсивного строительства новых терминалов в Финском заливе и более других прибалтийских портов пострадал от введения в эксплуатацию первой очереди БТС – объемы перевалки нефти через латвийский порт упали в 2002 году почти на 36%. А на I квартал текущего года комиссия правительства РФ по магистральным трубопроводам вообще не включила Вентспилс в перечень направлений транспортировки нефти, зато под завязку загрузила Приморск (как того и добивалась "Транснефть").

Вообще, резонен вопрос: не поздно ли прибалты спохватились? Суетиться надо было в середине 90-х годов, а не тогда, когда новые инвестиции в порты Прибалтики по существу утратили актуальность для российских нефтяных компаний. Это раньше нашим нефтяникам позарез нужны были твердые гарантии предоставления транспортных мощностей и благоприятных условий транзита, а в сегодняшней ситуации уже сами прибалты жаждут гарантий загруженности своих портов и предлагают выгодные условия. Странно, что в странах Балтии позже, чем в других (объективно менее "продвинутых") постсоветских республиках, стали отделять бизнес от политики. Ведь доходило до абсурда: местные фирмы, контролирующие "Ventspils Nafta", фигурировали в числе главных спонсоров националистических партий. Делать на России деньги и вкладывать эти деньги в проекты свертывания связей с Россией – просто в голове не укладывается, но так было.

Исторические обиды прибалтов хорошо известны. Однако не менее известна русская поговорка про одно симпатичное существо, которое тоже долго дулось на источник своего питания...
   

TEvg

аксакал

админ. бан
Ну дык от халявы отвыкать пора
   
+
-
edit
 

metalius

координатор

В принципе, нормальная статья.
Убираем "" на "оккупация", несколько необязательных эпитетов и... все законно... :)
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>Убираем "" на "оккупация"

Не убираем. Прибалтика присоединилась к СССР добровольно, а Красная Армия вошла по приглашению правительств Литвы, Латвии, Эстонии.
   
+
-
edit
 

metalius

координатор

"Бред сивой кобыли!" (с) ;)
   

V.T.

опытный

metalius>"Бред сивой кобыли!" (с) ;)

Ну это сложный вопрос. Из серии - была ли совестская оккупация Афганистана, или местное про-социалистическое правительство, боясь американского вторжения, попросила помощи?

Также не забывайте, что до революции вы были частью России.

А по экономическому существу - согласны как я понял.
   
LT Тулькин #10.01.2003 16:58
+
-
edit
 

Тулькин

втянувшийся

Ну Литве это не сильно важно- Юкос приватизировал Мажейкяйский НПЗ, так что нефтепродукты из него всеровно через Клайпеду пойдут :) К томуже, к северу от Клайпеды все порты замерзают, так что мы свое возмем за щет зимнего транзита:) А латышам с эстонцами, конечно провально... :)
   
LT Тулькин #10.01.2003 17:03
+
-
edit
 

Тулькин

втянувшийся

И еще:

выдержка из Доклада Совета по внешней и оборонной политике РФ

...БТС в обход госсударств Балтии приведет к понижению нормы прибыли и затруднит управление нефтяными потоками Латвии и Литвы. Однако это не катастрофично для них. Без учета добычи в Тимано-Печорском регионе и возможного перенаправления экспорта "ЛУКОЙЛа" по балтийскому транзитному коридору сокращение объемов нефти может составить 4 млн. т. Таким образом, латвийским, литовским и эстонским портам придется конкурировать за оставшиеся 14 млн. т
   
LT Тулькин #10.01.2003 17:09
+
-
edit
 

Тулькин

втянувшийся

V.T.>Также не забывайте, что до революции вы были частью России.

Также не забывайте, что западнаа часть России, вплоть до Смоленска (включая и сам город) до середины XIIX века была частью Литвы, ну и что? :)
   
+
-
edit
 

metalius

координатор

V.T.>Ну это сложный вопрос.
No, sir! Оккупация - и в Африке оккупация. Как 2+2=4. Если кто-то говорит, что =3 или =5, то это - "Бред сивой кобыли"! :)
V.T.>Из серии...
Нет. Никак не тянет на эту серию.
V.T.>Также не забывайте, что до революции вы были частью России.
Это мы никогда не забудем, Вы уж не беспокойтесь! Кстати, период 1795-1918 - это тоже оккупация, и весьма мрачная...
V.T.>А по экономическому существу - согласны как я понял.
Да. Но статья не без греха - автор как бы декларирует "отделять бизнес от политики", но сам как раз и делает обратное... :)
   
RU Alesandro #10.01.2003 17:13
+
-
edit
 

Alesandro
Серокой

координатор
★★★★
Тулькин> до середины XIIX века была частью Литвы :)

Какого века?
Кстати, кто говорил, что та Литва и эта - две абсоютно разных вещи? Чего не скажешь о России.
   
+
-
edit
 
Один умный человек, а именно Бисмарк :) как то сказал -"Не воюйте с Россией!" далее по тексту есть расхождения, но один из вариантов[red]*[/red] -"Россия не страна, а часть света. Воевать с ней -все равно, что воевать с Африкой или Азией" :)

Историческая правда заключается в том, на Земле большая группа народов существует ДО СИХ пор только потому, что в свое время они попали в орбиту Империи. Это - финны, эстонцы, латыши, молдаване,казахи. А такие народы как поляки, литовцы, румыны, армяне, грузины - стали по той же причине полноценными народами, со своей государственностью, а не "малыми этническими группами". Понимание этого(иногда даже неосознанное) вызывает у некоторых представителей этих народов некий "комплекс неполноценности", приступы ненависти к "старшему брату". Но это, поверьте -проходит :)

Ник
[red]*[/red] -второй вариант - "...потому что на вашу самую изощренную хитрость она ответит непредсказуемой глупостью!" :D
   

V.T.

опытный

metalius>No, sir! Оккупация - и в Африке оккупация. Как 2+2=4. Если кто-то говорит, что =3 или =5, то это - "Бред сивой кобыли"! :)

Сначала вы должны дать определение оккупации и потом доказать что это была оккупация. Но только не здесь :-)).

Wyvern>Историческая правда заключается в том, на Земле большая группа народов существует ДО СИХ пор только потому, что в свое время они попали в орбиту Империи.

Wyvern>Понимание этого(иногда даже неосознанное) вызывает у некоторых представителей этих народов некий "комплекс неполноценности", приступы ненависти к "старшему брату".

Полностью согласен. Без России не было бы сейчас Грузии, Армении, финам было бы не сладко, и т.д.

Поляки под русскими при царе тоже не так плохо жили по сравнению с другими вариантами.

Wyvern>Но это, поверьте -проходит :)

Только медленно. Хотя у армян например никогда злобы не было.
А ведь их культура гораздо старше литовской.




Но это как то все мимо тему.
Тулькин, вы полагает что Литва не сильно пострадает, а вот Эстонии и Латвии будет сильно хуже?


[ 10-01-2003: Message edited by: V.T. ]
   
+
-
edit
 
V.T.>Полностью согласен. Без России не было бы сейчас Грузии, Армении, финам было бы не сладко, и т.д.
Как стран Грузии, Армении, Польши и Румынии с Финляндией конечно бы не стало. Народы бы остались(наподобие евреев или прусаков с баварцами) - а вот СТРАН бы не было. А вот молдаван, эстонцев - просто бы не стало вообще. Кто сейчас хазар помнит? :)
V.T.>Только медленно. Хотя у армян например никогда злобы не было.
V.T.>А ведь их культура гораздо старше литовской.
Да нет - как раз наоборот. Армяне - самые древние христиане на Земле. Да еще и православные.

Ник
   
+
-
edit
 

metalius

координатор

V.T.>Сначала вы должны дать определение оккупации...
Посмотрите в словаре интернациональныx слов... :)
Wyvern>Понимание этого(иногда даже неосознанное) вызывает у некоторых представителей этих народов некий "комплекс неполноценности", приступы ненависти к "старшему брату".
Не-а. Это у "старшего брата" до сих пор приступы:
- о существовании нашего "комплекса неполноценности";
- о приступаx нашей ненависти.
V.T.>Без России не было бы сейчас Грузии, Армении...
...Германии, Франции, Италии... :crazy02:
   

V.T.

опытный

Wyvern>Как стран Грузии, Армении, Польши и Румынии с Финляндией конечно бы не стало. Народы бы остались(наподобие евреев или прусаков с баварцами) - а вот СТРАН бы не было.

Грузин и армян тоже бы не было - спасибо младо-туркам.

V.T.>>Только медленно. Хотя у армян например никогда злобы не было.
V.T.>>А ведь их культура гораздо старше литовской.
Wyvern>Да нет - как раз наоборот. Армяне - самые древние христиане на Земле. Да еще и православные.

И сколько лет литовской культуре? Ереван например на 700 лет старше Рима.
   
+
-
edit
 

metalius

координатор

V.T.>...И сколько лет литовской культуре? Ереван например на 700 лет старше Рима.
Христианской - менее 600 лет. Кстати, отмирание Литовского государства - как раз заслуга христианства...
V.T.!
А может, все-таки, вспомним название топика. От нефтяных терминалов до истоков армянской (литовской) культуры. :lol: Слава Богам, здесь не дают по башке за флейм...
   
RU CaRRibeaN #10.01.2003 18:26
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Возвращаясь к теме - нынче ОПЕК видимо примет решение увеличить добычу, и попросит присоединиться к этому Россию. Мощности добывающие есть, нету транспортных. Так что Вентспилс еще поработает.

Надо сказать, что они уже снизили стоимость перевалки тонны нефти :)
   

V.T.

опытный

metalius>V.T.!
metalius>А может, все-таки, вспомним название топика. От нефтяных терминалов до истоков армянской (литовской)
культуры. Слава Богам, здесь не дают по башке за флейм...


Дык я все пытаюсь, вон даже Тулькину вопрос задал :-)))

[ 10-01-2003: Message edited by: V.T. ]
   
+
-
edit
 

metalius

координатор

V.T.>Тулькин, вы полагает что Литва не сильно пострадает, а вот Эстонии и Латвии будет сильно хуже?
Этот вопрос?
Можно, я попробую ответить...
Если ЮКОС пришел в Литву делать бизнес, а не аферы, как Williams, то не пострадает. :)
   

V.T.

опытный

metalius>Если ЮКОС пришел в Литву делать бизнес, а не аферы, как Williams, то не пострадает. :)

Т.е. в принципе вы не против что русские будут чем то владеть?
   
+
-
edit
 

metalius

координатор

А почему я должен быть против?
Я не против не то что в принципе, я абсолютно не против! src=/forum/smilies/smile.gif [image link error]
   
А почему я должен быть против?
Я не против не то что в принципе, я абсолютно не против! :)
 

au

   
★★☆
Wyvern>Да нет - как раз наоборот. Армяне - самые древние христиане на Земле. Да еще и православные.

Никак нет. Монофизиты они, если я правильно помню.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
LT Тулькин #12.01.2003 15:44
+
-
edit
 

Тулькин

втянувшийся

Wyvern>>Да нет - как раз наоборот. Армяне - самые древние христиане на Земле. Да еще и православные.
Vale>Никак нет. Монофизиты они, если я правильно помню.

Уж полторы тысячи лет как они неправославные.
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru