Боевое расписание:
Каждая АГ имеет от 2 до 5 линейных дивизий, 1-3 линейных бригады, артиллерийскую бригаду и зенитную бригаду, полк связи. Некоторые также – инженерный полк, вертолётный отряд, части РЭБ и РХБЗ. Число и тип подразделений СпН точно не известно. Официально – по роте спецназа в каждой АГ и, возможно в округе.
Бейянь (Пекинский) ВО окружного подчинения: ад – 2, об СпН – 1
- 38-я АГ: тд – 1, мд – 3
- 27-я АГ: мд – 1, мпд – 2, тбр – 1
- 24-я АГ: тд – 1, мпд – 2, мпбр – 1
- 63-я АГ: мпд – 2
- 65-я АГ: мпд – 2, мпбр – 1
Ченьгду ВО окружного подчинения: овп – 1,
13-я АГ: мпд – 2, мгпд – 1 (моториз. горно-пех. див.).
14-я АГ: мпд –1, сплд – 1 (спец. пех. лесная див.)
Гуаньчжоу (Гуаньдонг) ВО окружного подчинения: переправ.бр. – 1, вертол.п – 1, погран. пд – 1
41-я АГ: мпд – 2, тбр – 1, переправ.п. – 1
42-я АГ: мпд – 2, тбр – 1
Янань ВО окружного подчинения: переправ.бр. – 1, вертол.п – 1, ор СпН – 1
54-я АГ: спец.лёг.мобил.див. – 1, мпд - 2
20-я АГ: тд – 1, мпбр – 2
26-я АГ: тд – 1, мпд – 2, мпбр – 1
Ляньжоу ВО окружного подчинения: переправ.бр. – 1, вертол.п – 1,
21-я АГ: тд – 1, мгпд – 1, мпбр - 2
47-я АГ: мпд – 4
Наньянь ВО окружного подчинения: ракет.бр. – 1, переправ.бр. – 1, об СпН – 1
1-я АГ: тд – 1, мд – 1, мпд – 1, брмп – 1, орб – 1, ор СпН - 1
12-я АГ: тд – 1, мпд – 1, мпбр – 1, десант. пех.бр – 1
31-я АГ: мпд – 1, мпбр – 1, амфиб. мд – 1, амфиб. тбр – 1
Шеньянь ВО окружного подчинения: птбр – 1, перепр.бр – 1, об СпН – 1
39-я АГ: тд – 1, мд – 3, ор СпН – 1
16-я АГ: мпд – 2, пд – 1
23-я АГ: мпд – 2, пд – 1
40-я АГ: мпд – 2, ад – 1, абр – 2
Отд. АГ в Хиньяне мпд – 3, гмпд – 1, пп – 1.
Примечание: Если сравнить итоговые цифры в этой раскладке с теми, что написаны выше, то обнаружится разница. Это объясняется тем, что в последние два года НОАК активно реформируется с частой сменой наименований и статуса соединений и частей.
Общий вывод по Сухопутным войскам: Очень многочисленные, низкотехнологические, слабо технически подготовленные, не имеющие опыта и исторического прецедента, низкомобильные, злые и морально готовые.
Военно-воздушные силы (ВВС)
"Раскаты моего смеха
сотрясают Небо и Землю"
(Чаньское изречение)
Общая численность л/с в мирное время – 420 000 чел. (в т. ч. 220 000 - в ПВО), около 4000 боевых самолётов.
Сведены в 5 воздушных армий. Базируются на 32 аэродромах.
Самолетный и вертолетный парк:
- боевые самолёты: 40 бомбардировщиков Н-5 (+ ок. 200 в резерве, 1967 г.)
110 бомбардировщиков Н-6 (уровень Ту-16, 1968 г.)
300 штурмовиков Q-5 (+ ок. 200 в резерве, 1970 г.)
2000 фронтовых истребителей J-6 (+ до 500 в резерве, уровень МиГ-19, 1960 г.)
700 фронтовых истребителей J-7 (уровень МиГ-21,1967 г.)
180 истребителей-перехватчиков J-8 (уровень Су-15, 1985 г.)
65 фронтовых истребителей J-11(экспортные Су-27)
40 многофункциональных истребителей J-? (Су-ЗОМКК, в боевой состав не введены)
40 разведчиков HZ-5 (уровень Ил-28)
*100 разведчиков JZ-6…
- транспортные самолёты: основу составляют: 68 х Y-8 (Ан-12), 40 х Y-7 (Ан-24 и -26), 15 х Ил-76 и др. - вертолёты: ок. 190 ед. из них 30 х Ми-8, 100 х Z-5 (Ми-4), 50 х Z-9 (SA-365N) и др.
Краткая оценка:
ВВС НОАК обладает сильно устаревшим и изношенным самолётным парком. Фактический уровень 95% самолётов – нач.-сер. 70-х гг. Ни одна из собственно китайских моделей самолётов не способна противостоять российским МиГ-29 и Су-27 в принципе. Между ними разница в поколение. Не помогут и тактические ухищрения – слишком велик разрыв.
Подготовка лётчиков характеризуется как низкая. Наибольшее внимание уделяется осваиванию самолётов новых моделей – Су-27 и Су-30МКК, однако, летчики, летающие на них до сих пор, не имеют надлежащего уровня и способны лишь к частичной реализации возможностей машины. (При рассмотрении вооружённого столкновения с российскими ВВС эти самолёты вообще не могут быть использованы из-за программных и технических "закладок". Например – взлетевший самолёт включает КВ радиостанцию и тут же получает кодированную команду с российского передатчика. В результате – прекращается поступление топлива в двигатели и самолёт падает на землю. Или, другой, более "мягкий" пример – бортовая система "не видит" российский самолет, получая сигнал от системы "свой-чужой" блокирует информацию для лётчика.)
Информация к размышлению. Находясь во второй половине XIX века в примерно похожих исторических условиях, Япония сумела уже в нач. XX в. громко заявить о себе в Русско-Японской войне 1904-05 гг. К 1914 – иметь ВС на уровне европейских государств, а к 1940 – в рамках флота даже выйти на передовые позиции. Японцы смогли довольно быстро начать производство собственных принципиально не отстающих от мировых аналогов образцов оружия и техники. Китайцы – не смогли до сих пор!
Общий вывод:
Принципиальный технологический разрыв между российскими и китайскими самолётами приведёт к тому, что китайские ВВС не будут способны завоевать превосходство в воздухе ни общего, ни на избранных участках. Более того, низкие возможности машин приведут к быстрому "отстрелу" большинства из них и, что, в свою очередь, приведёт к почти полному отсутствию воздушной поддержки и прикрытия наземным войскам. Лётчики начнут бояться подниматься в воздух и будут "превентивно" катапультироваться. Вылет российского истребителя будут заканчиваться уничтожением любого китайского самолёта, который ему встретится; причём в большинстве случаев китайские лётчики даже не поймут что произошло – просто звучит взрыв и их самолёт начинает разваливаться в воздухе, стремительно падая на землю. Старенькая несовершенная катапульта уже не поможет…
Кроме того, им вряд ли удастся с толком распорядится даже той авиацией что есть. Опыта крупных воздушных наступлений у НОАК нет. Тем более – в современных условиях.
Bоенно-Морские Силы (ВMC)
Общая численность л/с в мирное время около 250 000 чел. (в т. ч. более 40 000 ср. ел.).
Сведены в три оперативных флота: Северный, Восточный и Южный.
Тактическая организация:
эскадры: ПЛ - 6, эскортных кораблей - 7, МТК - 3; учебная флотилия; 16 военно-морских баз (ВМБ); Корабельный состав:
1 атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ),
6 атомных подводных лодок (АПЛ),
66 дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ),
21 ракетный эсминец,
41 ракетный фрегат,
87 ракетных катеров,
15 торпедных катеров,
139 патрульных (сторожевых) катеров,
98 артиллерийских катеров,
39 минных тральщиков (МТК),
18 танкодесантных кораблей,
24 средних десантных корабля (СДК),
13 малых ДК,
44 десантных катера (из них 10 на воздушной подушке), а также вспомогательные суда.
Не смотря на кажущуюся многочисленность, ВМС НОАК не являются серьёзным противником на море. Связано это, опять таки с отсталостью в средствах борьбы на море. Лучшими и наиболее отвечающими современным условиям, опять таки, оказываются корабли, ПЛ и системы оружия российского производства.
Переход экономики на мобилизационный и военный режим позволит русским быстро "поднять" флот – ТОФ и СФ. Собственно ТОФ будет маловат, но переброска кораблей с СОФа по Севморпути даст возможность установить путь дырявую, но крайне неприятную для экономики и промышленности Китая морскую блокаду. Отсутствие у китайских ВМС современных средств траления позволит русским устанавливать эффективные минные поля в районе китайских портов.
Если же Китай попытается вступить с российским ВМФ в морское сражение (например, за контроль над Цусимским проливом) он будет неизбежно разгромлен – китайским кораблям нечего противопоставить россиским ударным оружейным системам.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]