- А.Д. Перевооружение с "Як-1" на "Як-7".
- "Як-7" - тяжелее немножко, вооружение менялось - то 20 мм, потом 37, потом ее сняли. Главным у нас были реактивные снаряды - хорошая штука. Прицельных устройств не было. Пускали навскидку. Я Седова потом спрашивал: "Как тебе удалось развалить Ю-88?". Я, говорит, не знаю - так, поближе подошел и пустил. Взрыватели были и ударные, и дистанционные
1 декабря 1941-го, года мы получили "Як-1" от Саратовского завода комбайнов, который стал выпускать самолеты. Самолеты были на лыжах, беленькие, под снег. Это была качественно новая машина. Ее достоинством было солидное вооружение - она имела пушку, 2 пулемета, 6 реактивных снарядов.
Еремин Борис Николаевич
- Аааа… Никакой! И прицелов фактически не было. По лаптю. По трассам стреляли. В общем, прицельных приспособлений не было на штурмовиках. Штыри ставили, метки на капоте рисовали, все такое… Ну в общем, приспосабливались, покруче спикируешь - попадешь.
- А вот танк, как определить, подбит или нет?
- Ну, мы сыпали в 43-м ПТАБы.
- Говорят, что они были неэффективными, на низкой высоте не раскрывались?
- Да нет, все раскрывалось. Они кумулятивного действия были. Они брали количеством. В двух отсеках лежало штук 400.
- Но как вы контролировали, попали в танк или нет?
- Ну, как... если горит, дым идет, значит - попал. Мы же работали обычно "с круга", не с одного захода. Летит большая группа, потом над целью ведущий начинает разворот. Все за ним идут, по петле такой. И обычно несколько заходов делали. Отдельно надо сбросить бомбы. В это время «РС»-ы пускать нельзя. Для них особый способ прицеливания требовался. Восемь штук - на одноместном, четыре - на двухместном.
- Вас посылали действовать по переднему краю, например, уничтожать артиллерийские расчеты?
- Это была наша основная работа! На переднем крае, на поле боя. Говорят, вот огневые точки - там. Артиллерию очень трудно было найти, они маскировались, врывались в землю.
- Кто вам больше всего противодействовал: зенитки или истребители?
- Я думаю, значит так: в первый период войны, мне кажется, - зенитка, а дальше, когда больше стало «мессеров» у них, мы несли большие потери от истребителей. В первый период войны до 43-го года мы воевали на одноместных штурмовиках. Сзади - беззащитны совершенно.
- А сзади, вроде бы, на штурмовике была бронеспинка 12 мм?
- Ну и что, 20-мм пушка пробивала спокойно.
- С какого расстояния?
- А расстояние такое. Вот помню, стояли мы в Краснодаре. И там был полк, в котором воевал Покрышкин. И один вот говорит: «мол, я зашел сзади бомбардировщику, открываю огонь, а он не горит». Покрышкин его спрашивает: " А ты ЗАКЛЕПКИ у противника на крыле видел? А как же ты попадешь, раз не видел? Подойди поближе, чтоб заклепки были видны!»
- Часто возникают споры о том, что первые пушки, стоявшие на мессершмитах, «Эрликоны» 20-мм, не могли пробить 12-мм бронеперегородку «Ил»-а. А вот «маузеры» могли.
- Нет, это неправда, даже «Эрликоны» пробивали бронеперегородку.
- А вот в мемуарах немцы пишут, что они могли попасть по маслорадиатору и вывести из строя штурмовик.
- Да нет, это анекдот какой-то. Так, специально, по маслорадиатору - бессмысленно. Разве можно попасть в такую маленькую мишень, как маслорадиатор? Она там - "в зализе", не торчит. Подходи поближе и бей сзади.
- Но стрелки все-таки были нужны?
- Да, конечно же.
- Или все-таки больше истребителей сопровождениянужно было посылать?
- Да, это все теоретически. Мы в первой половине войны, в 41- 42-м, почти без сопровождения летали. И поэтому несли огромные потери. Одноместные штурмовики были. Истребителей не давали, потому что истребителей ОЧЕНЬ мало было. Истребителей самих пускали на штурмовку.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]