Шатура славится ныне мебелью, да тем, что именно оттуда приходит запах горящих торфяников в Москву в конце лета. А ведь когда-то, ещё совсем-совсем недавно, основной гордостью Шатуры была торфодобыча и мощная Шатурская ГРЭС. А добыча торфа была невозможна без очень разветвлённой сети узкоколеек, по которой торф везли к "большой дороге" и собственно ГРЭС. Ради поисков остатков узкоколейной дороги мы с товарищем и навострили шины велосипедов... В условия, близкие к боевым.
Шатура оказалась небольшим городом, с отчаянно пахнущей черёмухой и расписанными домами.
Без "людей будущего" тоже не обошлось: вера до сих пор осталась в светлость оного, потому как памятник в безымянном скверике возле работающей, кстати, бани обновили-покрасили.
А вот собственно героиня: ГРЭС. Одна из очень немногих оставшихся работоспособных веток узкоколейки ведёт именно к ней. Гул от работы машин электростанции доносится даже через озеро.
Люди в Шатуре приветливые. Нет в них этой столичной пуганности и настороженности, мол, а чего вы с картой, а зачем фотографируете, а зачем вы вопросы задаёте. Отвечают просто и прямо: да, ветка работает, поезда ходят два раза в день. При этом слушают из переносного советского приёмника не менее советскую Софию Ротару.
Ну вот, едем вдоль блестящих рельс по дороге... И вот, первый след: станция Керва. Точнее, бывшее здание вокзальчика станции, ныне переделанное в гараж. За ним выглядывает шустрый победивший конкурент - автобус.
А вот и герои: вагоны-торфовозы. Самосвалы. Сваливают, правда, только прямо под себя. С эстакады, надо полагать. Произведены в начале 80-х на Демиховском заводе. Тем самым, на электричках которого мы имели честь ныне до Шатуры прибыть.
А вот это уже платформа... Табличка аутентичная, сорок-какой-то год. Сам год до конца не выбит, но аббревиатура НКСМ - народный комиссариат среднего машиностроения - говорит о годах не хуже прямого указания..
Автосцепка? Ха, обойдётесь! Упряжь, и только! С одним буфером. Девиз узкоколейки - максимальная простота, это диктуется условиями эксплуатации зачастую просто временных дорог. Сам вагон, кстати, весом 5,5 тонн. Если пустой. И легко толкается как двумя, так и одним человеком.
А вот это пассажирский вагон, точнее, то, что он него осталось. Кстати, останься это в Москве, внутри не продохнуть было б от запаха гари и всего прочего. А тут - просто аккуратно разобранный вагончик, и никак не разграбленный. Справа внизу - единственная сохранившаяся лавочка для пассажиров, спина-к-спине, как в электричке, только на два человека в ряд.
Ещё к вопросу о простоте и надёжности - стрелки проще некуда. Переводятся руками. Зазоры большие, в компенсацию этого колёсные пары тоже имеют большую ширину. Мало ли, разъедется колея, вагон чтоб не сошёл с рельс.
Болота, болота, не пройти... Только проехать... Рядом ухает какое-то болотное животное, как будто ветер свистит в огромное полое бревно. Птица выпь? Лягушки орут и ещё какая-то мелочь привычными голосами чирикает...
Вообще заехав подальше, вдохнули чистого соснового воздуха, пронзённого черёмухой, да поездили по пустым дорогам, да пообщались с хорошими местными людьми... Отдохнули, несмотря на то, что мышцы малость ноют.
Кстати, с праздником! С 1 мая!