Анатолий СТЕПАНОВ
МИФ О ЧЕРНОЙ СОТНЕ
Непредвзятый взгляд на историю русского патриотического движения начала ХХ века
Доклад.
Вначале, во избежание путаницы необходимо уточнить основные понятия.
Как известно, понятие “миф” полисемантично, оно широко используется в разных отраслях знания. В данном случае под мифом мы понимаем вымысел, ложное знание, т.е. используем его в том значении, которое широко распостранено в науке, публицистике и в обыденном сознании.
Есть необходимость дать предварительное определение и понятию Черная Сотня. Ведь даже современники вкладывали в него разное содержание. К примеру, если почитать В.И. Ленина, то можно увидеть, что он использовал термин черносотенцы в нескольких смыслах. В основном для обозначения партий правее октябристов (таким образом, к черносотенцам приписывались националисты, которые, зачастую, находились с монархистами не просто в недружественных, а прямо-таки во враждебных отношениях). Но иногда Ленин черносотенцами называл октябристов и даже кадетов. И тут дело не только в умении вождя большевиков навешивать ярлыки на своих противников (чего у него не отнять). Известно, что и другие политики того времени (из враждебного монархистам лагеря, разумеется) пользовались термином “черносотенцы” в зависимости от ситуации, что свидетельствует о широко распостраненном непонимании природы черносотенства.
Еще один характерный пример, на первый взгляд курьезный, но по сути симптоматичный. В 1907 году после 4-го объединительного съезда РСДРП И.В. Сталин шутя писал, что поскольку громадное большинство меньшевиков составляют евреи, а большевиков – русские, то меньшевики – еврейская фракция, а большевики – истинно русская (истинно-русскими людьми, с легкой руки Царя-Мученика Николая II называли себя черносотенцы). А раз так, то не мешало бы большевикам устроить в партии погром (Сталин И.В. Соч., т.2, с.50-51). Таким образом, для Сталина, черносотенцы – это, прежде всего, антисемиты (так, кстати, зачастую понимают суть черносотенства и многие современные ученые и публицисты). Однако сводить суть черносотенства к антисемитизму не вполне правомерно. Конечно, Черная Сотня, за исключением некоторых мелких организаций, была единственной политической силой в России, которая открыто заявляла о том, что не принимает в свои ряды евреев. Но еврейский вопрос не занимал в идеологии Черной Сотни центрального места, а антисемитов было достаточно и в составе других политических организаций России.
Правильнее всего предложить следующее предварительное (описательное) определение Черной Сотни. Это – совокупность русских православно-патриотических организаций начала ХХ века, стоявших на платформе триады “Православие-Самодержавие-Народность”. Таких организаций было очень много. Наиболее крупные из них: Союз Русского Народа (СРН), Русский Народный Союз имени Михаила Архангела (РНСМА) и Русское Собрание (РС) с центром в Санкт-Петербурге, Русская Монархическая Партия (РМП), позднее Русский Монархический Союз (РМС), Союз Русских Людей (СРЛ) и Отечественный Патриотический Союз (ОПС) с центром в Москве. Отделы этих организаций, особенно СРН, существовали во всех крупных городах, а также уездных центрах и крупных селах. Кроме них существовали крупные региональные организации: Союзы Русских Рабочих в Киеве и Екатеринославе, Иваново-Вознесенская Самодержавно-монархическая партия, Казанское Царско-народное общество, общество “Белое знамя” в Нижнем Новгороде, Русское братство и Общество “Двуглавый орел” в Киеве, Общество русских патриотов в Москве, Общество Активной борьбы с революцией и анархией в Санкт-Петербурге и некоторые другие.
Еще раз подчеркнем, что русские националисты сами себя черносотенцами не считали и, что принципиально важно, триаду “Православие-Самодержавие-Народность” в качестве своей идеологической основы не признавали.
После этих необходимых вступительных замечаний обратимся непосредственно к теме. Начать нужно с того определения Черной Сотни, который предлагает современная историческая наука и публицистика (за редким исключением). Многолетними усилиями ангажированных историков и публицистов в общественном сознании сформирован такой портрет черносотенцев: маргинальные политические организации, малочисленные, состоявшие в основном из городских люмпенов, созданные правительством, используемые реакционными кругами дворянства в своих корыстных интересах, организовывавшие еврейские погромы, не гнушавшиеся убийствами своих политических противников.
Можно со всей определенностью заявить, что такой портрет является от начала до конца вымышленным, мифологизированным. Все признаки, через которые определяется здесь суть черносотенства, к реальной Черной Сотне никакого отношения не имеют. Рассмотрим каждый признак в отдельности.
1. Итак, утверждается, что черносотенцы – это политические маргиналы. Напомним, что термином “политические маргиналы” (слово маргиналы происходит от латинского marginalis – находящийся на краю), обозначают те политические силы, которые находятся на обочине или за пределами данной политической системы. В случае России начала ХХ века, этот термин уместно применять для обозначения лево-радикальных группировок (социал-демократы, эсеры, анархисты и пр.), но никак не монархистов. Иначе получается чистая белиберда: монархисты в монархическом государстве являются маргиналами.
2. И сегодня можно встретить утверждения, что Черная Сотня представляла собой малочисленные общественные организации. Разумеется, маргиналы и не могут быть многочисленными, иначе нужно предположить, что люди, называющие многочисленные общественные организации маргинальными, сами являются носителями маргинального сознания.
Однако какова же была на деле численность Черной Сотни? А на деле в 1906-1908 гг. патриоты были самым массовым общественно-политическим движением России. Изданный в конце 1906 г. список включал 272 патриотических организации, действовавших в более чем 200 городах и селах Российской Империи. По подсчетам Департамента полиции в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Современный исследователь Ю.И. Кирьянов, опираясь на эти данные и скрупулезно проверив их, называет для 1908 года близкую цифру – около 400 тысяч человек (Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. – М., 2001, с. 82).
Сами же черносотенцы числили в своих рядах значительно большее число единомышленников – до трех миллионов. Столь разительное расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета. Полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников черносотенного движения. Но были еще и пассивные члены, и таких, естественно, было значительно больше. Это – те, кто разделял идеологию Черной Сотни, кто заявлял о своем согласии с целями и практическими действиями черносотенцев. Например, руководитель Почаевского отдела СРН архимандрит (впоследствии зарубежный архиепископ) Виталий (Максименко) привез в 1911 году с Волыни в Петербург черносотенную петицию, под которой стояли подписи 1 миллиона человек. Большинство из них, разумеется, фрмально не состояли в патриотических организациях. Таким образом, только на Волыни у черносотенцев был миллион сочувствующих!
Стоит также заметить, что практически все тогдашние партии России имели расплывчатые критерии членства. Напомним, какие бурные дебаты разгорелись на 2-м съезде РСДРП, когда Ленин предложил ввести фиксированное членство. Этот спор стал даже одной из причин раскола социал-демократов на большевиков и меньшевиков.
Но согласимся с данными Департамента полиции. Пусть будет около 500 тысяч (или даже около 400, как у Кирьянова). Много это или мало? Судите сами. Октябристы числили в своих рядах ок. 80 тыс. человек, кадеты – до 70 тыс. чел.; эсеры – ок. 50 тыс. чел.; социал-демократы (всех толков и течений) – ок. 30 тыс. чел. (См.: Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Энциклопедия. – М., 1996). Таким образом, черносотенцы в 1906-1908 годах не только были самой многочисленной политической силой, но их численность превышала совокупную численность всех остальных партий.
Справедливости ради надо отметить, что это было характерно только для 1906-1908 годов. Во время Первой мировой войны численность патриотических организаций снизилась на порядок и составляла не более 50 тысяч человек (Кирьянов Ю.И. Ук. соч., с. 82). Несомненно на это повлияла война. Монархисты призывного возраста ушли на фронт, многие из них сложили свои головы за Царя и Отечество (киевский студент В.С. Голубев, генерал-майор К.И. Дружинин, штабс-капитан Б.Н. Шеншин и др.). Средства, необходимые для партийной и пропагандистской работы, направлялись на помощь воюющей армии, раненым и семьям погибших. Все это привело к замиранию партийной деятельности русских патриотов. Несомненно, на снижение численности Черной Сотни повлияли и расколы в монархическом движении 1909-1912 годов.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]