Новостей две – хорошая и плохая. Хорошая: Тимур Бекмамбетов снял превосходный фильм – живой, захватывающий, провокационный, неожиданный. Форма здесь соответствует содержанию, смысл – заголовку, визуальные аттракционы не заслоняют сути.
// friday.vedomosti.ru
Новостей две — хорошая и плохая. Хорошая: Тимур Бекмамбетов снял превосходный фильм — живой, захватывающий, провокационный, неожиданный. Форма здесь соответствует содержанию, смысл — заголовку, визуальные аттракционы не заслоняют сути. Бекмамбетов сделал то, что не удалось братьям Вачовски во второй и третьей «Матрицах», превзошел «V значит Вендетта» и почти дотянулся до «Бойцовского клуба» (зато наверняка обойдет его по кассовым сборам). То есть плотно завернул притчу о проблеме личного выбора и «теории заговора» в цветастую упаковку энергичного блокбастера. Студия Universal оправдала название: «Особо опасен» — универсально развлекательное кино для любой страны и любого возраста. Хотя россиянам будет особенно приятно видеть русифицированную версию, в которой не только Константин Хабенский дает советы Джеймсу Макэвою (это увидят и в других государствах), но и Морган Фримен, Анджелина Джоли и Теренс Стамп говорят узнаваемыми голосами наших артистов. Дубляж — классный, без преувеличения.
Теперь новость плохая. «Особо опасен» — повод не для гордости за державу, а для печальной задумчивости. Раз Бекмамбетов такой режиссер, значит, продюсеры «Дозоров и «Иронии судьбы-2» были не способны воспользоваться этим талантом и продемонстрировать его публике. Значит, только в Голливуде самобытному дарованию умеют найти достойное применение, обуздать неуемную фантазию, обеспечить внятным сценарием и четкими задачами. Не в звездах дело: может, из Жанны Фриске при иных обстоятельствах можно было б сделать диву не хуже Джоли, а в Валерии Золотухине рассмотреть харизму, не уступающую харизме Фримена. И уж точно на момент запуска съемок, еще до успеха «Последнего короля Шотландии» и съемок «Искупления», Макэвой был известен миру не больше, чем Хабенский. Размер бюджета тоже ни при чем: у нас кинопроизводство на порядки дешевле, чем в Штатах.
Смотря «Особо опасен», понимаешь, что «Дозоры» были чем-то вроде негатива, где черное перепуталось местами с белым, в результате чего возник невнятный «сумрак». Тут наконец-то все встало на свои места. И двойственный герой, проделывающий путь от простого клерка до самого могущественного киллера на Земле. И тайная организация — Братство ткачей (профсоюзный привет каменщикам-масонам), то ли обеспечивающее порядок, то ли наводящее хаос в подлунном мире. И самое главное — магический темпоритм. Его пульсации заставят зрителя замереть вместе с зависшей в полете пулей (Бекмамбетов — мастер замедленной съемки, это было видно даже в «Иронии судьбы-2»), а потом впиться ногтями в ладони во время головокружительного поединка убийц в поезде, падающем с обрыва в пропасть. Однако эти красивости пустыми не назовешь: при всем техническом совершенстве «Особо опасен» остается классным конспирологическим детективом в духе «Маятника Фуко», пересказанного языком комикса. Может, большой глубины или шокирующей оригинальности вы здесь не отыщете, но удовольствие от зрелища получите наверняка.
«Особо опасен» выходит в российский прокат 850 копиями. Больше было только у «Иронии судьбы-2». Если превзойти рекордные результаты того фильма не удастся (скорее всего, не удастся), можно будет сделать единственный вывод: рекламировать свои блокбастеры у нас научились лучше, чем в Америке.
С 26 июня — в кинотеатрах города
Блин, ну зачем делать адаптированную версию с Хабенским.