Неожиданное ухудшение ситуации спровоцировало понятие "предмет охраны", с благими намерениями внедренное в закон. Раньше "охраняемое государством" здание-памятник получало комплексную защиту во всей своей совокупности. Новое понятие "предмет охраны" предполагает составление исчерпывающего списка деталей и особенностей памятника, которые следует сохранять неизменными, но в то же время все прочее остается без малейшей защиты. Так мы потеряли палаты Римского-Корсакова 18 века, где сегодня размещается модный ресторан, и где сохранили "предмет охраны" фасад, а внутри все полностью снесли и перестроили. Сегодня по такому механизму нам "сохраняют" в качестве "памятника архитектуры" новенькую куклу, на которую натянут старую одежку и нарисуют знакомое личико старой любимой куклы под названием "Детский мир". Всем очевидна полная нелепость применения к таким обновленным объектам понятия "памятник архитектуры".
В прошлом году в Москве закончились две образцово противоположные реставрационные истории, касающиеся наследия гениальных архитекторов Баженова и Казакова. Были заново открыты для публики прекрасный Дом Пашкова и нелепая фантазия на тему погибшего дворца в Царицыне.
Первую реставрацию заказало федеральное правительство. Дом Пашкова привели в полный порядок, взяв за образец вид здания в 1839 году и проведя реставрацию научными методами. Этот шедевр отечественной архитектурной истории сегодня можно с гордостью показывать всему миру.
К сожалению, такая линия поведения в вопросе реставрации уже выглядит счастливым исключением из диаметрально противоположных правил и обыкновений нашего правящего класса, для которого более характерно учиненное в Царицыне. Миру случившийся там "страх божий" лучше не показывать – посмеются!