"Гипотеза онтологической изоляции" (предположение о границах рационального познания) а-я Голем-XXVII

 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Название меня порадовало - прям как из-под принтера Голема-XXVII вышло, ага :F

Наслаждайтесь! :F


Гипотеза онтологической изоляции. Границы рационального познания

Рационализм имеет одно очень серьезное ограничение - объем человеческого сознания. В последнее время у меня сложилась впечатление, что в мире есть непроходимые …

// algen.livejournal.com
 


______________________________________________________________________________

Гипотеза онтологической изоляции. Границы рационального познания.

Рационализм имеет одно очень серьезное ограничение - объем человеческого сознания. В последнее время у меня сложилась впечатление, что в мире есть непроходимые для сознания сложностные барьеры, и, в частности, именно они делают наш мир дуалистичным.

Суть не в том, что где-то в реальности нарушаются законы физики или логики, а в том, что эффективно упростить сложную реальность в некоторых случаях невозможно. По-видимому, существуют такие системы, что любая существенно упрощенная их модель дает о них существенно же неверное представление.

Поясню. Идеальный газ — это существенное упрощение реального молекулярного хаоса, но эта модель дает в целом верное представление о свойствах реального газа. Однако дамп памяти компьютера подобным образом упростить нельзя. Впрочем, здесь еще возможно существенное упрощение в форме описания архитектуры вычислительной системы, поскольку когда-то программы создавались согласно этой архитектуре.

Однако механизмы мышления человека не создавались согласно плану, а эволюционировали в интерактиве с изменяющейся средой. Поэтому для них может вовсе не быть эффективного упрощения. В таком случае нет никакого способа рационально понять эти механизмы, кроме как воспроизвести их во всей полноте. На уровне человека это вряд ли возможно, т.к. нельзя загрузить в сознание, носителем которого является мозг полное описание самого мозга. Но даже если его построить такую модель с использованием внешних расширителей сознания (например, компьютерных), пользы от него не будет, т.к. такая система не окажется проще исходной. Т.е. акта понимания не случится.

Получается, что на рациональном уровне невозможно вскрыть черный ящик сознания и связать субъективный мир мыслей с объективным миром нейрологии. Эти два мира оказываются объяснительно изолированными друг от друга, несмотря на то, что физически первый может быть построен на базе второго. Это может быть красивым объяснением наблюдаемого дуализма сознание/материя без допущения онтологического дуализма мира. Назовем это пока гипотезой онтологической изоляции (хотя надо бы придумать более точное обозначение).

Согласно это гипотезе некоторые сложностные барьеры (в частности, между мозгом и сознанием) могут оказаться непреодолимыми для рационального познания (что не умаляет ценности рационализма в пределах барьеров). Вместе с тем, для физики сложностные барьеры не являются препятствием, т.е. физически мир един на всех уровнях. Но в таком случае связь через сложностный барьер может идти по каналам, не допускающим рационального анализа (хотя и без каких-либо чудес, т.е. нарушения физических законов). Такова может быть природа интуиции и озарений, когда идея формируется подсознательно под воздействием порой безотчетных восприятий. Сходным образом мысль реализуется в физическую активность.

В обоих случаях окончательный рациональный анализ протекающих в мозгу процессов, по-видимому, невозможен. Методами нейробиологии с одной стороны барьера и интроспекции - с другой можно подходить все ближе и ближе к самому барьеру, обнаруживая определенные связи и корреляции в поведении материи и сознания. Однако сложность анализа при этом будет стремительно нарастать, и даже если эти "туннели" когда-то состыкуются "под барьером", полученному навороту взаимосвязей и реакций нельзя будет придать никакого краткого и ясного смысла. Он все равно останется таким же черным ящиком, каким и сейчас является интерфейс "мозг — сознание".

Гипотеза онтологической изоляции интересна тем, что предлагает синтез монизма и дуализма, а также обосновывает самоценность методов познания, отличных от рационального. Также открывается интересная перспектива для обсуждения других возможных сложностных барьеров. В частности, неясно также, не разделено ли сознание на несколько изолированных подобным образом сегментов. Кроме того, некоторые черты сложностного барьера можно усмотреть на границе «личность — общество». Недостаток гипотезы в том, что она явным образом ставит пределы рациональному познанию; между тем в истории известны случаи, когда подобные ограничения познаваемости впоследствии преодолевались. Тем не менее, насколько я могу судить, гипотеза не противоречит современным научным представлениям.

...

- Формализуй, пожалуйста термины "понять" и "познать".

- Вряд ли эти термины можно формализовать. Иначе эпистемологи не была бы разделом философии. Тем не менее, ясно, что понимание не эквивалентно предсказанию в отдельных частных случаях. Например, если с помощью калькулятора ты можешь предсказать произведение любых двух чисел, это еще не значит, что ты понимаешь, что такое умножение. Понимание подразумевает уморительное схватывание основных свойств познаваемого объекта или системы. При наличии такого схватывания, как правило, становится возможным предсказание. поэтому способность предсказывания зачастую рассматривается как тест на понимание. Но на самом деле понимание и способность к предсказанию далеко не эквивалентны.

...

Фон Вригт в трактате "Объяснение и понимание" пишет:

Для позитивизма характерно более или менее четкое понимание природы естественных и других научных законов. Согласно этому пониманию, законы, упрощенно говоря, выражают регулярное или постоянное сопутствование (связь) явлений, т.е. характерные черты, проявляющиеся в объектах, положениях дел или событиях. Прототипом закона является либо универсальная импликация ("Все А есть В"), либо вероятностная связь.

и в другом месте:

В обычном словоупотреблении не проводится четкого различия между словами "понять" и "объяснить". Практически любое объяснение, будь то каузальное, телеологическое или какое-то другое, способствует пониманию предметов. Однако в слове "понимание" содержится психологический оттенок, которого нет в слове "объяснение". Эта психологическая черта подчеркивалась разными методологами-антипозитивистами XIX века, с наибольшей силой, может быть, Зиммелем, который полагал, что понимание как специфический метод гуманитарных наук есть форма вчувствования (empathy; нем. Einfuhlung) или воссоздание в мышлении ученого духовной атмосферы, мыслей, чувств и мотивов объектов его изучения.

То есть, с одной стороны понимание - это выражение универсальной взаимосвязи явлений, а с другой - охват этой взаимосвязи умственным взором. Так вот я допускаю, что любые явления мира могут подчиняться универсальным взаимосвязям, но нет уверенности в том, что эти взаимосвязи достаточно просты, чтобы охватить их мысленным взором.

В таком случае феномены, которые связаны друг с другом подобным сложностным барьером фактически будут для нас эффективно онтологически изолированы. Вместе с тем никаких нарушений физических законов при их взаимодействии наблюдаться не должно, т.к. фундаментальной онтологической изоляции на самом деле нет.

Что же касается критерия, то он видимо таков. Понимание в первом (позитивистском) смысле эквивалентно универсальной способности к предсказанию. Чем точнее предсказания, тем лучше понимание, независимо от психологических заморочек. Но во втором смысле понимание эквивалентно адекватности поведения, в частности, способности принимать верное решение, не просчитывая варианты и не прогоняя алгоритмы, на основании целостного видения ситуации. Критерием здесь является скорость принятия верных решений (ни и, конечно, их доля).

...

Проблема именно в рефлективном понимании, т.к. непосредственное, интуитивное схватывание без логической рефлексии, по-видимому, способно проникать сквозь барьер сложностный барьер онтологической изоляции.

Надеюсь, что непреодолимость барьера - это еще не препятствие для осознания его существования и природы. Во всяком случае, я не вижу причин, почему бы не поиграть с данной гипотезой. Если она не приведет к заведомому абсурду, это уже будет интересно.
 
+
-
edit
 

volk959

коммофоб

Чушь. Чтиво для дебилов.
 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★

О, великий и ужасТный! Приди, поднимись из бездны в облацах серного пламени, восстань из хела!! Призываю тебя Аидарм!!! :pray::pain11::sgrin000::hack:

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★

Ну, а пока дэймон наш антисолипсический не пришел ;) можно только отметить, что намного интересней искать ограничения познания в самом поле познания А то, что "голова - дело темное и исследованию не подлежит" (с) :doctor: кристалльно ясно даже ежу коматозному

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  

Lin

опытный

Наука вчера, сегодян, завтра. Големологический взгляд.

Это версия статьи, помешенной на сайте " Горизонт возможного " в качестве передовицы. У меня давно валялись несколько заготовок, где я пытался обыграть метафору… // alex-semenov.livejournal.com
 

- вообще интересный ЖЖ
Ракетомодельный фестиваль - http://raketoff.ru  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да пинать ясное дело найдётся за что даже и без Айдара :) Хотя к чести автора он преподносит сию идею именно как гипотезу, не более ;)
Тут больше отличие от Голема, который точно бы вещал :F
 
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Эх, робяты, математику вам надо учить, а не страдать херней. :) ОнЕ давно такой хернёй занимаются и строять теории разные — разного уровня макрости. И рекурсии. И индукции. И бесконечности, которые не числа, но подчиняются многим законам — как числа. И понимают рекурсию, хотя для того, чтобы понять рекурсию, надо понять рекурсию... :P Свёрточки, господа, граматики, подстановочки, конечное описание бесконечного.
 
RU Алдан-3 #30.07.2008 03:29
+
-
edit
 

Алдан-3

аксакал
★★☆
Между "абстрактной" математикой и её практическим применением во всю могучую ширь раскинулись эти... как их... "сложностные барьеры", вот :D:D:D
Особенно его раздражало то, что его постоянно спрашивали, чем он так раздражен.  
RU Cannon #30.07.2008 09:52  @Алдан-3#30.07.2008 03:29
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Алдан-3> Между "абстрактной" математикой и её практическим применением во всю могучую ширь раскинулись эти... как их... "сложностные барьеры", вот :D:D:D

А когда таки случается практическое применение математики, результаты также оказываются за "сложностным барьером"...
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Не, Миша, напрямую математика тут совершенно не в кассу - уже потому, что пока нет адекватной модели работы человеческого мозга и сознания :)

Не говоря о том, что как раз сама математика вполне может продемонстрировать проблему понимания. "Вычислить != понять", о чём собственно и спич.
 
MD Wyvern-2 #30.07.2008 10:34  @Алдан-3#30.07.2008 03:29
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★

Алдан-3> Между "абстрактной" математикой и её практическим применением во всю могучую ширь раскинулись эти... как их... "сложностные барьеры", вот :D:D:D
Которые навылет пробиваются кибернетикой ;) В результате имеем моделирующие программы, которые нам показывают фигу как оно выглядит, а вот как оно на самом деле не видит никто :F

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Алдан-3>> Между "абстрактной" математикой и её практическим применением во всю могучую ширь раскинулись эти... как их... "сложностные барьеры", вот :D:D:D
Wyvern-2> Которые навылет пробиваются кибернетикой ;) В результате имеем моделирующие программы, которые нам показывают фигу как оно выглядит, а вот как оно на самом деле не видит никто :F

Хм-м-м-м... мне-то казалось, что моделирующие программы способны "показать" только то, что как раз неплохо поддается упрощению. А вот абстрактные вещи потому и называются абстрактными, что бытовые аналогии им не подберешь. Так что аргумент ф топку.

"Он решил принципиально неразрешимую задачу, но результат оказался принципиально непознаваемым" (С)
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Не надо так примитивно рассматривать моделирующие программы. Считать-то можно что угодно - фракталы, много-многомерные пространства, неевклидовы геометрии, и еще более несусветные вещи.
 
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★☆
Wyvern-2>О, великий и ужасТный! Приди, поднимись из бездны в облацах серного пламени, восстань из хела!! Призываю тебя Аидарм!!! :pray:
(Выплевывает воск.) Ник, ты охренел совсем? Где я тебе в ванне с теплым соляным раствором серное пламя возьму?! :D

Fakir>Да пинать ясное дело найдётся за что даже и без Айдара :)
>Хотя к чести автора он преподносит сию идею именно как гипотезу, не более ;)
Вот именно. А раз так, то зачем пинать? Он же сидит себе спокойно в своем ЖЖ, а не рвется объяснять физикам, что они физику не понимают. Вот по ссылке от Лина гражданин ИМХО проблемный. Дык мало ли еще кого странного в ЖЖ сидит.

(Набивает рот свежей порцией воска, ныряет обратно.)
Солипсизм не пройдёт! :fal:  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★

Fakir> Не надо так примитивно рассматривать моделирующие программы. Считать-то можно что угодно ...
Cannon> "Он решил принципиально неразрешимую задачу, но результат оказался принципиально непознаваемым" (С)
Особливо хорош и нагляден пример с матмоделированием полета жука майского (адЫн штк.) Аэродинамика билась над этим пол-века. Билась билась - а тут смоделировали и модель легко и непринужденно начала летать...ура! Но КАК именно и в чем там секрет - знает только программа :lol:
А кады эти монстры математические еще и саморазвиваюшимися и эволюционирующими станут...
Тут простой бипер самосмоделировася и потом пол-года разбирались КАК ЖЕ ОН, ГАД, РАБОТАЕТЪ :F

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
Это сообщение редактировалось 30.07.2008 в 17:49
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★

AidarM> (Набивает рот свежей порцией воска, ныряет обратно.)
Выдыхай, бобер! Выдыхай! :F


Fakir>>Да пинать ясное дело найдётся за что даже и без Айдара :)
>>Хотя к чести автора он преподносит сию идею именно как гипотезу, не более ;)
AidarM> Вот именно. А раз так, то зачем пинать? Он же сидит себе спокойно в своем ЖЖ, а не рвется объяснять физикам, что они физику не понимают.

Мы стояли на плоскости с переменным углом отражения,
Наблюдая закон, приводящий пейзажи в движение,
Повторяя слова, лишенные всякого смысла,
Но без напряжения, без напряжения.

Их несколько здесь, измеряющих время звучанием,
На хороший вопрос готовых ответить мычанием;
И, глядя вокруг, я вижу, что их появление
Весьма неслучайно, весьма неслучайно. (с)

Не надо физикам ничего объяснять! ОнЕ тупые, ничего не поймут. Надо их дрючить :F
А именно: задавать простейшие, "детские" вопросы. А так как у них рты заняты калькуляцией, то онЕ, болезные "на хороший вопрос готовы ответить мычанием" - и вот тогда надо вспоминать, что "Если ученый не может объяснить пятилетнему ребенку, чем он занят, он шарлатан."(с) и водки не давать, гранты отнимать и гнать их на Восточный фронт эшелонами :F

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

Wyvern-2> Особливо хорош и нагляден пример с матмоделированием полета жука майского (адЫн штк.) Аэродинамика билась над этим пол-века. Билась билась - а тут смоделировали и модель легко и непринужденно начала летать...ура! Но КАК именно и в чем там секрет - знает только программа :lol:
Ерунда. Даже со стрекозой уже разобрались :)
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★☆
Wyvern-2>Не надо физикам ничего объяснять! ОнЕ тупые, ничего не поймут. Надо их дрючить :F
Сходи на рынок, купи там кота, назови его Физик и вымещай на нем свое незнание и неумение считать. :F В общем, смело реализуй все свои эротические фантазии. :D

>А именно: задавать простейшие, "детские" вопросы.
Детский вопрос на серьезную тему со стороны взрослого человека сильно настораживает. Еще сильнее настораживает неприятие взрослого ответа и требование детского.

>А так как у них рты заняты калькуляцией,
Такая штука. Некоторые люди умеют осмысливать явление настолько, что им удается его словесное описание перевести на язык математики, затем математически добыть дополнительные точные знания, а потом, при необходимости, дополнить первоначальное словесное описание, глядя на ответ. А некоторые люди этого делать не умеют. ;)

>то онЕ, болезные "на хороший вопрос готовы ответить мычанием" - и вот тогда надо вспоминать, что "Если ученый не может объяснить пятилетнему ребенку, чем он занят, он шарлатан."(с)
Ага, а исключение подтверждает правило. :lol: От 5илетнего ребенка можно разве что отбрехаться, не рассказывая ему ни слова про сворачивание каких-нить нецензурных произведений из 9j-символов.

>и водки не давать,
Пральна.

>гранты отнимать и гнать их на Восточный фронт эшелонами :F
Нипральна. :P
Солипсизм не пройдёт! :fal:  
Это сообщение редактировалось 30.07.2008 в 18:20

Mishka

модератор
★★★
Fakir> Не, Миша, напрямую математика тут совершенно не в кассу - уже потому, что пока нет адекватной модели работы человеческого мозга и сознания :)

Да совершенно в кассу. Математика научилась управляться со сложностью. Просто народ этого не видит. Ну, и не всякому доступно. :F

Fakir> Не говоря о том, что как раз сама математика вполне может продемонстрировать проблему понимания. "Вычислить != понять", о чём собственно и спич.
В математике без понимания — никуда. :P
 

Mishka

модератор
★★★
AidarM> Детский вопрос на серьезную тему со стороны взрослого человека сильно настораживает. Еще сильнее настораживает неприятие взрослого ответа и требование детского.

Как говорила одна умная дама в Ин-те Мат-ки, с которой я работал в одной лабе: "Детская непосредственность в таком возрасте признак посредственности." :F
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Не, Миша, напрямую математика тут совершенно не в кассу - уже потому, что пока нет адекватной модели работы человеческого мозга и сознания :)
Mishka> Да совершенно в кассу. Математика научилась управляться со сложностью. Просто народ этого не видит. Ну, и не всякому доступно. :F

Да ровно с тем же успехом можно сказать, что сантехника научилась управляться со сложностью.
Счастья-то от этого?

Fakir>> Не говоря о том, что как раз сама математика вполне может продемонстрировать проблему понимания. "Вычислить != понять", о чём собственно и спич.
Mishka> В математике без понимания — никуда. :P

А математика - она ведь, строго говоря, не есть естественная наука (помнишь мордобои на высшем уровне с участием Арнольда - о том, считать ли геометрию математикой?).

И природа - она математики не знает, ну вот совершенно не знает, и всё тут.

Например, я могу тебе дать некое уравнение, полученное для какой-то физической задачи. Ты его решишь (еще если решишь эту подлюку) - но что ты при этом понял? Да ничего. Только само уравнение.
Что из этого решения следует, что оно такое, к чему относится, и вообще имеет ли решение/решения физический смысл, или должны быть отброшены - ты сказать НЕ СМОЖЕШЬ. Несмотря на всё своё "математическое" понимание.
 

Kernel3

аксакал

Fakir> А математика - она ведь, строго говоря, не есть естественная наука (помнишь мордобои на высшем уровне с участием Арнольда - о том, считать ли геометрию математикой?).
Ээээээ... Математика - это набор связанных абстракций. Для описания процессов. В т.ч. естественных. Т.е. математика - первична, естественные науки - вторичны. Как-то так :)
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Не-а. Да, набор связных абстракций (или набор тавтологий ;) )
Но мало ли что за абстракции ты напридумываешь? Да их можно придумать миллион и тележку. Только вот хоть как-то коррелировать с известной нам физической реальностью будут ну очень немногие.

"Господь бог создал только натуральные числа, всё остальное придумали люди".

И будучи исключительно _математиком_ ты НИКОГДА не сможешь сказать, может ли какая-то физическая величина быть отрицательной или там мнимой, или же всегда положительной, да еще и целой. Потому что из самой математики это нифига не следует, и никаких противоречий нет.
 

Kernel3

аксакал

Fakir> Не-а. Да, набор связных абстракций (или набор тавтологий ;) )
Fakir> Но мало ли что за абстракции ты напридумываешь? Да их можно придумать миллион и тележку. Только вот хоть как-то коррелировать с известной нам физической реальностью будут ну очень немногие.
И, следовательно, о них через какое-то время забудут :)
Fakir> "Господь бог создал только натуральные числа, всё остальное придумали люди".
Fakir> И будучи исключительно _математиком_ ты НИКОГДА не сможешь сказать, может ли какая-то физическая величина быть отрицательной или там мнимой, или же всегда положительной, да еще и целой. Потому что из самой математики это нифига не следует, и никаких противоречий нет.
Дык. Не, я и не спорю, что математика сама по себе не очень полезна. Проблема в том, что без неё естественных наук как таковых вообще бы не было :)
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да кто ж спорит, что полезна и даже необходима?
Но приходится вот напоминать, что следует помнить - на самом деле математика как такова не есть естественная наука (за небольшими и спорными исключениями разве что).

И ни в коем случае нельзя отождествлять "математическое" понимание с пониманием естественнонаучным, "физическим", нельзя сводить понимание к умению рассчитать (тут я опять приведу навязший в зубах пример птолемеевской космографии).

О чём, кстати, тот мужик, цитированный в первом посте, тоже говорит.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru