Заводская многотиражка "Кировец" №14(11349) от 20.04.2006 г.
КИРОВСКИЙ АНТАРКТИЧЕСКИЙ ТЯГАЧ - МЕЧТА ПОЛЯРНИКОВ
О. Мелехина
(с сокращениями).
В 1956 году на Кировском заводе была сконструирована первая специальная машина, предназначенная для походов между научно-исследовательскими станциями в Антарктиде. Машину нарекли "Пингвином" {прим.А.129 - справедливости ради уточню - проект и окончательную сборку делал ЛКЗ, а шасси на базе узлов БТР-50 изготавливал Сталинградский тракторный}.
В феврале этого года исполнилось ровно 50 лет, с тех пор, как "Пингвин" оказался на службе у полярников. Долгие годы эти машины были их незаменимыми спутниками, выработав все мыслимые и немыслимые ресурсы. В благодарность за безотказный характер и надежность последний "Пингвин" в качестве памятника установлен на постамент на станции "Мирный". Макет этой машины хранится и в нашем заводском музее, напоминая о славной странице в истории нашего предприятия.
Какая же техника сегодня бороздит снежные просторы Антарктиды? Это тяжелые тягачи МТ-Т и АТ-Т Харьковского завода им. Малышева грузоподьемностью 12 т - снятые с производства более 15 лет назад, несколько сочлененных вездеходов "Витязь" ДТ-30 Ишимбайского завода транспортного машиностроения, которые применяются на короткие, не более 300 км, расстояниях. Создавались они как техника двойного назначения, в первую очередь как войсковые тягачи-транспортеры, что приводит к неоправданным затратам на поддержание этой технике в исправном состоянии и повышенным эксплуатационным расходам. В составе технического парка Российской антарктической экспедиции (РАЭ) работают и серийные тракторы Кировец К-701.
Среди техники имеющейся на вооружении зарубежных полярников используются доработанные сельскохозяйственные тракторы фирмы Caterpillar модели Challinger-65C с тяговым усилием на крюке 9 т. Их используют как тягачи для транспортировки саней с грузом. Однако после прохода по трассе двух таких тягачей с санями, ее необходимо выравнивать и утрамбовывать. Для этого в состав санного поезда зарубежные полярники вводят дополнительно еще две специальные машины.
В общем не смотря, что идет уже 21 век, не только у наших ученых, но и у их иностранных коллег нет сегодня удобного, надежного транспорта, максимально приспособленного к работе в крайне тяжелых условиях: при температуре до -60 гр.С, со скоростью ветра до 30 м/с, атмосферное давление 450 мм рт. ст., высота над уровнем моря 3800 м, плотность снежного покрова на равнинных участках 0,25-0,80 кг/см.кв, а на торосах и застругах 20 кг/см.кв.
Что бы решить проблему по обновлению транспортной базы, начальник ГУ "Арктический и Антарктический НИИ" В.В. Лукин обратился на ОАО "Кировский завод" в ЗАО "ПКБ" Автоматика" и заключил с ними "Соглашение о сотрудничестве по созданию комплекса машин для внутриконтинентальных перевозок грузов и буксировки саней". В настоящее время стороны работают над проектом головного образца транспортера-тягача снегоходного ТТС 101.
На сегодня уже выполнен тяговый расчет, утверждено техническое задание и закуплены основные комплектующие.
Успешное осуществление проекта позволит ОАО "Кировский завод" заявить о себе не только в России, но и за рубежом как о производителе уникальной техники, специально разработанной для эксплуататции в условиях Антарктиды. Потребность РАЭ ГУ "ААНИИ" в этой технике на ближайший срок составляет 18 машин. Вместе с тем 26 стран имеют в Антарктиде свои научные станции и также испытывают серьезные проблемы с отсутствием специальной техники для исследований внутриконтинентальных районов и транспортировкой грузов по материку. Кроме того, в дальнейшем возможно создание модификаций машин на базе ТТС 101 для нужд нефтянников, газовиков, геофизиков и МЧС.
Что же представляет из себя создаваемый транспортер-тягач?
Это большая гусеничная машина (9,5х3,5х4,5 м) с двигателем ЯМЗ-8502.10 мощностью 650 л.с. и моторесурсом до кап.ремонта не менее 6000 моточасов. Она способна совершать длительные переходы на расстояние до 3000 км, везти на себе 8 т груза и тянуть сани весом до 50 т с максимальной скоростью 8,5 км/ч. В конструкции ТТС 101 применена гидравлическая трансмиссия немецкой фирмы Sayer-Danfoss, управляемая бортовым компьютером, что позволит оптимально использовать мощность двигателя для достижения максимальной производительности и полного использования ходовых и маневренных качеств машины
Система предпускового подогрева мощностью 30 кВт позволит в течении 40 минут подготовить двигатель к запуску при температуре наружного воздуха -60 гр.С. Благодаря низкому расположению грузовой платформы будет удобно производить погрузо-разгрузочные работы. Транспортер-тягач станет базой для целого комплекса машин, где на универсальную платформу будут установлены следующие блоки-контейнеры: служебно-жилой, лабораторный, энергетический, грузовой с манипулятором и др.
Это сообщение редактировалось 21.04.2006 в 14:33