Последнию неделю тему "реформ Сердюкова" активно курят на ВИФ
--
Типа такого... (сегодняшний пост)
Несколько мыслей об объявленных Сердюковым реформах
Exeter
За шумом о переходе к бригадной организации и о сокращении численности офицеров как-то в тени, на мой взгляд, остаются еще два важных заявленных Сердюковым тезиса, хотя они тесно связаны с первыми.
Во-первых, планируется, что будут расформированы все части неполного состава (кадрированные) и в армии останутся лишь части постоянной боевой готовности. Таким образом, как можно понять, исчезнет отечественная разносортица соединений разной категории, и останутся только бригады постоянной готовности, а резервные компоненты будут представлены только БХВТ с соответсвующими комплектами техники, но практически без личного состава. Уже за счет расформирования кадрированных частей можно сократить массу офицерских должностей.
На мой взгляд, данная мера вполне разумна. Совершенно ясно, что сейчас и в обозримом будущем угроза неожиданного крупномасштабного сухопутного вторжения на территорию России отсутствует. Любому противнику, хотя бы потенциально способному осуществить такое вторжение (США и НАТО, Китай), потребуется длительный период отмобилизации, развертывания и сосредоточения значительных группировок сухопутных сил на наших границах. Это делает неизбежно длительным так называемый «угрожаемый период» перед любой сухопутной войной и позволяет России значительно снизить требования к своим резервным компонентам. Россия будет иметь значительное время для мобилизации всех своих сил, что дает возможность ей отказаться от затратного содержания кадрированных соединений Сухопутных войск в мирное время. В случае всеобщей мобилизации вполне будет время на развертывание БХВТ в дополнительные бригады и дивизии.
Кстати, обращает внимание, что в 2007-2008 годах прошла целая серия учений по развертыванию соединений на базе БХВТ – видимо, в ходе этих учений и отрабатывалась будущая модель обновлённых мобилизационных структур.
Далее, было сказано, в течение трех лет планируется более чем на порядок сократить количество воинских частей и соединений Сухопутных войск – с 1890 до 172.
То есть, видимо, помимо сокращений, все нынешние отдельные батальоны/дивизионы/полки поддержки, обеспечения и специальных и технических войск будут слеплены в соответствующие бригады.
Что также выглядит разумным как с точки зрения обеспечения боевой подготовки, так с точки зрения сокращения численности гарнизонов – последнее бесспорно выигрышно с экономической стороны.
Что касается примерного состава будущей армии, то его можно предположить на основании опубликованных данных о планируемых поставках комплектов боевой техники по Государственной программе вооружения на 2007-2015 годы.
Напомню, что сообщалось, что в этот период МО должно получить 22 батальона новых танков и 23 батальона модернизированных танков, а также новую и содернизированную технику для более чем 170 мотострелковых батальонов.
С учетом небольшого количества новой боевой техники, полученной до 2007 года, это дает цифру примерно 230-240 танковых и мотострелковых батальонов на новой и модернизированной технике – что, при штате четыре батальона на бригаду, даст возможность укомплектовать примерно до 60 «тяжёлых» линейных бригад постоянной готовности.
Сейчас в армии насчитывается порядка 100 танковых и мотострелковых полков и бригад (включая полки дальневосточных пулемётно-артиллерийских дивизий), но при этом значительная их часть является кадрированными.
Безусловно, отказ от дивизионного звена представляется наиболее спорной частью реформы. По сути, планируемая структура армии предуматривает набор «модульных» бригад, которые должны взаимодействовать в духе американского “plug and play”, но это предъявляет архивысокие требования к системе управления и боевого обеспечения, и есть сомнения, «потянет» ли это наша армия.
До сих пор основным «модулем» у нас была дивизия. При этом с одной стороны, дивизия обладает собственными значительными средствами боевого и тылового обеспечения (то есть она весьма устойчива и самодостаточная сама по себе), а с другой стороны, система “plug and play” дивизии («коннекта» с вышестоящими уровнями управления) была отлажена десятилетиями.
С бригадами все эти факторы пока отсутствуют. При этом ввиду гораздо меньших собственных средств боевого и тылового обеспечения бригада куда более зависит от взаимодействия и поддержки со стороны вышестоящих уровней – то есть требования «интероперабельности» для бригады выше, чем для дивизии.
Кстати, видимо, создание единых укурупненных частей и соединений боевого и тылового обеспечения, о чем говорилось выше, находится именно в тесной связи с планируемым переходом на бригадную основу.
Впрочем, тут надо будет поглядеть на реальный состав будущих «оперативных командований» - не исключено, что на практике они окажутся перекрашенными укрупненными дивизиями. Вообще, складывается ощущение, что армейское звено управления сейчас становится лишним в принципе – и в частности, что штаб 58-й армии оказался «лишним» в ходе грузинской кампании.
С уважением, Exeter
(в миру он Михаил Барабанов, научный редактор журнала "Экспорт вооружений")
Написал неплохой отчет по Ю.Осетии
--
PS
В целом позиции
ув. U235, по данному вопросу, близки к моим.. (с той разницей,что я в общем-то, представляю "
сорвавшихся с катушек соседей"
Насчет наиболее "танкоопасного" направления для РФ — по факту,в ближайшие 15-20, это
ЮГ и Юго-Запад.
Очень надеюсь, что
вывод ЧФ из Севастополя (2017) ограничится "информвойной".