А в БСЭ недурно загнуто:
Научная фантастика (англоязычный эквивалент — science-fiction),
особый вид художественной
фантастики,
возникающий в эпоху становления современной науки (17—18 вв.) и окончательно
формирующийся в 20 в. Основан, подобно др. её видам, на «реализации
несуществующего» в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом
являются психологические и социально-духовные последствия
(социально-философские, культурные, нравственные) реализации типичных
возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и
многозначность тенденций, абстрактность научных представлений)
не улавливаемых
традиционными формами искусства. Применяемые в Н. ф. (в соответствии с законами
науки) приёмы экстраполяции, моделирования и т. п. позволяют мысленно проследить
научно достоверные и типические последствия такой реализации в их взаимосвязи, а
использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию
реальности, позволяет воплотить полученную «модель возможной действительности» в
облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и
реалистически-типического в своей фантастической предметности. Т. о.,
своеобразие Н. ф. состоит в подчинении художественного воображения логике
научно-прогностических приёмов, материалом которых является, однако, не понятие,
а художественный образ; поэтому
Н. ф. может быть определена как научно
организованная форма художественного воображения. Художественные модели Н. ф. (в
отличие от так называемой фэнтэзи — англ. fantasy) сохраняют научную
достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке
чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с
изменившейся природно-социальной средой обитания. Особенности фантастической
поэтики (отражение реальности в резко-непривычной, «остранённой» форме) помогают
обнажить смысл этих изменений и, следовательно, глубинный механизм
действительности, недоступный обыденному, эмпирическому восприятию; познание
фантастического мира является поэтому средством художественного познания
современности. Т. о., Н. ф. как явление современной культуры удовлетворяет
насущную потребность общества в художественно-наглядном освоении внеэмпирической
реальности современного мира, противопоставляя научно-рационалистическое
миропонимание «мифам» массового сознания (см.
«Массовая культура»).
Особенности Н. ф. определяют её сложность как явления
искусства. Специфика Н. ф. остаётся предметом дискуссии. Противоречивые
определения её — как жанра, приёма, литературы мечты, научно-технического
предвидения — видимо, не охватывают всех сторон предмета. Более адэкватной
представляется трактовка Н. ф. как нового художественного метода, органически
сочетающего принципы научного и художественного мышления. Его элементы возникают
со становлением современной науки (произведения Т. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта
и др.), а формирование происходит в творчестве Г.
Уэллса, соединившего традиции
научно-технической и социальной утопии (Ж. Берн, У. Моррис и др.) с приёмами
реалистического романа и научного «мысленного эксперимента». Дальнейшее развитие
Н. ф. получает у К. Чапека, А. Н. Толстого, О. Стейплдона и др. фантастов
20—30-х гг. 20 в. В эпоху научно-технической революции Н. ф. становится массовым
явлением искусства, наиболее широко представленным в прозе; однако развитие
мировой Н. ф. происходит неравномерно и сосредоточено лишь в ряде стран.
Кстати, тут вот Олафа Степлдона тоже помянули... И Лем его местами прямо превозносил... А его на русском издавали вообще?