Интервью с руководителем правления Группы ГАЗ Сергеем Занозиным:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1047709
P.S. Блин, дайте мне миллиард и назначьте директором - хочу подурковать...
Избранное:
Почему произошла остановка конвейера?Я бы так вопрос не ставил: ГАЗ остановился из-за кризиса. Почему-то все молчали, когда мы приостанавливали работу конвейера горьковской площадки в январе, мае, августе или сентябре. А тут вдруг началось: кризис, ГАЗ стоит. Недельная остановка в октябре — абсолютно плановая, она была подготовлена еще в августе. Мы уже тогда поняли, что ситуация на авторынке развивается не лучшим образом, что на складах скапливается трехмесячный остаток продукции и что если не принять меры, то он может вырасти до шестимесячного. У нас начал появляться некий разрыв между нашей доходной и расходной частями, и мы поняли, что нам может не хватить денег на финансирование ряда инвестпроектов. Не все наши коллеги по отрасли, кстати, вовремя сориентировались в новых условиях. У кого-то до сих пор пяти-шестимесячные остатки на складах.
Т.е. так ему не хочется говорить про кризис на ГАЗе, что пришлось признаться что дела были уже хреновые и без кризиса...
Какие еще площадки группы ГАЗ останавливали производство?Курганский автобусный завод не работал какое-то время, "Тверской экскаватор" работает с начала октября в "мягком" режиме, то есть максимум десять дней в месяц. "Урал" перешел с двухсменного на односменный режим работы, хотя и увеличил темп сборки автомобилей за одну смену в полтора разаНасколько группа ГАЗ может снизить производство по итогам 2008 года?Снижение может составить до 30%. Но это всего лишь прогноз, он может быть пересмотрен в любую сторону. Мы пересматриваем ситуацию каждые десять дней. Сегодня никто — ни мы, ни правительство — не может с уверенностью сказать, что будет в ноябре или декабре.И какие у вас на сегодня товарные остатки?По "Газелям" они на уровне двухмесячных, то есть в пределах 20 тыс. машин. К концу года мы намерены выйти на уровень 12-14 тыс., то есть в октябре мы соберем 12 тыс. "Газелей", в ноябре-декабре — где-то по 12-14 тыс.Сколько необходимо собирать "Газелей", чтобы их выпуск оставался рентабельным?Объем производства должен быть не менее 10 тыс. машин в месяц. Ниже этого порога мы не должны опуститься.Сокращения персонала будут в группе ГАЗ?
Насколько они будут велики? — Не исключено. Вопрос сложный. Для того чтобы сократить кого-то, нужно минимум два месяца. Хотя бы потому, что законодательная база не позволяет просто так взять и сказать: завтра мы вас увольняем. Но нас это все равно коснется, хотя как именно — непонятно. Пока мы только прекратили набор новых сотрудников с сентября. Сейчас разбираемся, кто у нас как работал, подводим итоги. Возможно, придется сократить 20% по группе, возможно, больше.Если вы сократите, скажем, 20%, каков будет экономический эффект?Не могу сказать, сколько сократим точно. Условно, если в группе работает 115 тыс. человек, а оставим, к примеру, 90 тыс. сотрудников. Средняя заработная плата у нас на уровне 18 тыс. руб. Умножьте ее на 25 тыс. и получите примерную искомую сумму (450 млн руб. в месяц).На конец 2007 года краткосрочный долг группы ГАЗ по МСФО составил $940 млн. Каков он сейчас и когда наступает срок возврата кредитов?Точную сумму краткосрочного долга я также не раскрою. Но могу сказать, что с конца прошлого года краткосрочный долг у нас практически не вырос. В конце сентября — начале октября у нас была достаточно сложная кредитная нагрузка. Мы это, слава богу, благополучно пережили, во многом благодаря пересмотру ценообразования нашими поставщиками и отсрочкам платежей, которые они нам предоставили. Нам удалось высвободить средства для погашения кредитов на сумму, близкую к $150 млн.
Проблема в другом. Значительная часть тех коротких денег, о которых вы говорите, шла на финансирование наших инвестпроектов. Это покупка новых активов и запуск новых производств, в том числе Volga Siber, или подготовка производства нового дизельного двигателя ЯМЗ-530 (единственный средний дизель в России, разработан в партнерстве с австрийской AVL.— "Ъ"). С финансированием нашей текущей деятельности вопросов не возникнет: если не даст правительство рынку денег, значит, перейдем на бартерные и прочие суррогатные схемы, как-нибудь выберемся. А вот с финансированием и запуском инвестпроектов в группе ГАЗ есть серьезные проблемы.Группа ГАЗ говорила о готовности вложить еще €200 млн в организацию производства коммерческих грузовиков Maxus в Нижнем Новгороде. Есть смысл начинать его в нынешних условиях?Вряд ли. Пока инвестировать в проект не планируем.От запуска каких проектов вы еще можете отказаться?От тех, где, как и в Maxus, еще не сделаны стартовые инвестиции. Например, у нас были планы организации производства в России "Газели-3". Мы уже разработали концепцию этого продукта, но самостоятельно запускать проект в нынешних условиях достаточно тяжело и рискованно. Будем пытаться найти для него партнера и финансировать вместе с ним. Партнера найти реально, поскольку мы примерно понимаем, куда сейчас будет двигаться российский рынок LCV. Денег на рынке нет. Производство, допустим, сократится, даже до 50%, но ниже не упадет, и потребность в грузовиках какая-то останется. Просто до кризиса у покупателя был свободный доступ к кредитам и лизингу, и поэтому рос спрос на дорогую импортную технику. Теперь, особенно если доллар пойдет вверх, спрос сместится к более бюджетным продуктам, в том числе "Газелям". Все будет решать цена, а уже потом потребительские свойства.В группе ГАЗ до конца 2007 года обещали собрать не менее десяти тысяч Siber. Насколько это реально теперь?— Хорошо, что мы успели запустить производство Siber до кризиса, иначе он бы также повис в воздухе. Хотя, конечно, проект по Siber даже в нынешнем виде все равно достаточно сложный и по срокам и по объемам. Мы опасаемся, что рынок упадет, и те объемы продаж, на которые мы рассчитывали, могут не появиться.В группе ГАЗ до конца 2007 года обещали собрать не менее десяти тысяч Siber. Насколько это реально теперь?
— Сколько вы должны выпускать Siber, чтобы проект вышел на самоокупаемость?— Увы, нам придется существенно скорректировать планы по Siber на этот год: должны собрать около трех-четырех тысяч машин. Основная причина — общее снижение емкости рынка в связи с кризисом. Предварительный план на следующий год — около 30 тыс. автомобилей.
— Мы должны как можно скорее выходить на объем выпуска до 100 тыс. машин.— Мы могли бы дозагрузить мощности по выпуску Siber сборкой других моделей, например иностранных концернов. О конкретных проектах, к сожалению, говорить не могу, поскольку связан соглашениями о конфиденциальности с нашими возможными партнерами в проектах.
Ну просто прелесть - бизнес по русски: сначала купили линию по производству машин, вложили кучу бабосов, смонтировали - а потом стали репу чесать - е-мое, а чего мы на ней выпускать то будем?
А даже и не было бы кризиса - они чего действительно надеялись продавать в год по 100 тыс. Сайберов?
P.S.
Хорошо что ВАЗу в свое время госкредит не дали, а то бы и те на халявные (чужие) денежки такого бы наворотили...
На какой стадии переговоры с партнерами?— На ранней.— А что мешает?— Много причин. Мы хотим получить от них преференции, которые позволят нам практически без денег обойтись в этих проектах. Мы говорим: вот наши мощности, за которые мы заплатили немалые деньги, вот наши возможности по продвижению вашего продукта в России. Остальное — продукты, инвестиции в организацию производства — это ваше.
Т.е. ГАЗ еще не понял что халявы больше не будет?
— "Волгу" собираетесь снимать с производства?— Мы приняли решение о прекращении серийного производства "Волги". На рынке ее заменит Volga Siber. Но будем продолжать выпуск "Волги" малыми партиями в наших производственных ателье под заказ клиентов. Количество почитателей "Волги" как автореликвии растет.