Так, с чего бы начать... В данном вопросе я за последний месяц съел средних размеров балонку, так что щя буду делиться.
1. Начнём с видеоформатов.
1.1. Видеоформаты камер:
1.1.1. C-VHS, Video-8 - есть форматы базовово VHS качества, с разрешением в 360*288 или около этого. Информация записанна в аналоговой форме.
1.1.2. Hi-Video8 - тоже но чуть лучше - на уровне S-VHS 480*288 (неквадратный пиксель).
1.1.3. Digital8 - лучщий на данный момент формат для любительских видеокамер. Информация хранится в цифре в формете DV 720*576
1.1.ВЫводы: самым качественным является Digital8 так как имеет наибольшее разрешение. Однако ограничение накладывет оптика и матрица камеры.
1.2. Компьютерные форматы: все они являются форматами сжатия, не алгоритмами! Алгоритмы - разные у разных энкодеров с соответственно разным качеством результата.
1.2.1. MPEG1 - первый motion-jpeg формат. Общий принцип - берётся кадр и жмётся в jpeg. Качество сжатия кадра может варьироваться как у любого джипега (с фотошопом все играли?). Следующий кадр сравнивается с предидущим и записывается только дельта. Каждые несколько секунд генерируется "ключевой кадр" который является целым кадром а не дельтами. Используется это формат дома на VCD (360*288) и SVCD (480*288).
1.2.2. MPEG2 - второй motion-jpeg формат. К принципу первого добавленны векторы движения (изменившиеся поля не переписываются а по возможности обозначаются их новые положения) что сделало его более компактным позволяя записывать больше информации на такой же диск или увеличить качество компресси кадра (поэтому кажеться что MPEG2 лучше MPEG1). В быту используется в DVD и цифровом спутниковом телевидинии.
1.2.3. MPEG4 и ему подобные DivX-ы - практически полный аналог второго мпега. Разница в том что по 2му формату информация пишиться слева-направо-сверху-вниз, а по 4му информация записанна сразу о целом кадре с дальнейшей постепенной детализацией. Зачем? Чтобы при трансляции если терялась информация страдала бы детализация кадра, а не появляся обрубленный кадр в верхней части экрана. В быту пока не используется нигде.
1.2.4. DV - это есть формат при котором все кадры являются "ключевыми". Тоесть никаких дельт, каждый сжат в джипег и записан.
1.2.5. Некомпрессированное видео - в действительности есть много таковых форматов различающихся способами и глубиной записи цветности/яркости, но их смысл такой же как у DV только каждый кадр не сжатый джипег а бмп. В связи с чем данный формат имеет огромные размеры - около 40 мб на секунду видео что делает невозможным его запись на лету на домашних компьютерах.
1.2.Выводы: все форматы одинаково качественны теоретически, но МПЕГ2/4 будет иметь наименьший размер файла с одинаковым видеофрагментом одинакового качества.
2. Перекидывание видео с камеры на компьютер.
2.1. Если видео аналоговое - его нужно оцифровать чтобы записать в файле на комп. Другими словами из форматов описаных в 1.1.1 - 1.1.2 перевести в форматы 1.2.1 - 1.2.4 (1.2.5 отметается по технической неосуществимости). Для этого существуют различные capture devices (в основном карточки, но также и внешнии девайсы). Перечислять и разберать их я не буду. Скажу что существуют 2 типа: Тип первый - берущие аналоговое видео и переводящие его сразу в МПЕГ2 который пишеться на диск. Тип второй - берущие аналоговое видео и переводящие его в DV формат.
2.1.1. Первый тип звучит как идеальное устройство но в действительности имеет немереннуб кучу недостатков. Первый из них - после оцифровки вы естественно захотите поредактировать ваше видео вырезая фрагменты. И тут начанаются кошмары: помните про ключевой кадр? Так вот ваше видео теперь выглядит так:
|......|......|......|......|......|......
000000000011111111112222222222333333333344
012345678901234567890123456789012345678901
А теперь допустим вы хотите вырезать с 08й секунды по 34ю. Что получается? Правильно:
|......|..|......
00000000033333344
01234567845678901
Но теперь ключевые кадры сбились! Кадр 34 будет получен из кадра 07 добавлением дельты 07 и 34. И только кадр 35будет новым ключевым кадром после которого дельты можно пребавлять с правильным результатом. Но это ешё пол ужаса. МПЕГ требует чтобы ключевые кадры шли с заданным интервалом, а это значит что кадр 34 должен стать дельтой и все последующие ключевые кадры должны свинуться на 5. Сложность этой операции я описывать не буду. Также как и то что в это время надо сделать со звуком. Конечно есть программы которые это пытаются сделать, но даже у лучших из них результат оставляет желать большего. Оптимальным выходом являеться досторение всех кадров до ключевых перед редактированием и обратное дельтирование их после.
2.1.2. Но зачем это делать когда есть второй тип устройств который какраз и пишет видео в DV (со всеми ключевыми кадрами). это хоть и занимает поначалу в 5 раз больше места, но избавляет от всех головных и ЦПУ-шных болей. Вывод однозначен: покупайте устройство принимающие аналог на вход и дающее DV на выход.
2.2 Если ваше видео заснято Digital8 камерой - вы счастливый человек! Всё что вам надо это IEEE1394 (Firewire) карточка которая примет оригинальное DV видео которому не нужно никаких преобразований прямо с вашей камеры. Потери качества - 0.(0)% это ещё в придачу к тому что формат Digital8 запечетлит ваши съёмки с наилучшим качеством.
3. Вопрос редактирования я оставлю на ваше усмотрение и выбор программ на ближайшем развале софта. Лично я ещё не нашёл идеальной программы.
4. После редактирования вы получили окончательный DV видео файл который теперь надо сжать в какой либо из бытовых форматов. А таких только два - МПЕГ1 и МПЕГ2; МПЕГ4 и иже с ним я отметаю сразу как не проигрываемый на домашних устройствах и полностью аналогичный МПЕГ2 по качеству/размеру. Жать можно хардверно - зачастую это быстро, но платы с приличным качеством стоят за $1000 :((( Что оставляет для нас приемлемым только софтверное сжатие с использованием всей мускулатуры вверенного нам процессора. Для П3 1ГГц минута видео будет жаться гдето 15 минут ± 30% (зависит от софта и желаемого качества). Но чтобы решить во что жать надо понять что мы хотим смотреть. Как уже упоминалось в быту ходят три основных формата DVD, VCD, SVCD.
4.1. Запись на ДВД будет иметь разрешение 720*576 и компрессию МПЕГ2. Однако 720*576 выходит излишним для всех аналоговых источников: всёравно исходной информации только 360*288. А для Digital8 камер (кроме полупрофессиональных с тройной матрицей и крутой сменяемой оптикой) оптика и матрица являются ограничителями качества, и в результате все возможности ДВД качества остаются неиспользованными. А теперь о практике: благодаря новейшим достижениям техники выжегание DVD дома стало реальностью буквально в последнии месяцы! Я сам являюсь счаст... просто обладателем одного такого устройства. Что же я обнаружил? В первую очередь ещё нет толковых програм управляющих выжиганем DVD. Надежду вызывает лишь последний Nero 5.5.??? но с ним я ещё не играл. Остальные же либо просто крэшаться либо глючат подругому. Но это ещё не всё. Сами диски получаются достаточно плохого качества - есть проблемы с их чтением. Вина ли это драйва или болванки я пока до конца не выяснил, но вырисовывается картина что болванки пока не слишком хорошего качества кроме самых дорогих и весь процесс безумно восприимчив к пыли. Хоть "чистую комнату" ставь для выжигания! И после выжигания чувствительность готового DVD-R к пыли гораздо хуже чем у фабричного DVD.
4.2. С другой стороны процесс получения VCD и SVCD давно не является чемто сверхестественным. При этом разрешение VCD конечно несколько недостаточно для Digital8 камер и даже Video8. Но вот SVCD с его повышенным разрешением является на мой взгляд оптимальным форматом. И хотя на него влезет только 30 минут хорошо сжатого видео, это вполне удовлетворительно. Я сравнивал качество DVD и SVCD на системе с проектером и экраном 3х-метровой диагонали, и могу сказать что хорошо закодированный SVCD будет не хуже DVD при исходном видео с домашней камеры. Так что мой выбор за SVCD.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]