ОАО "АвтоВАЗ" во вторник вновь остановило конвейер из-за проблем с поставками автокомпонентов, пишет в среду газета "Коммерсант" со ссылкой на одного из работающих с АвтоВАЗом банкиров.
Впервые по этой причине АвтоВАЗ встал в начале февраля, когда ему остановили поставки несколько поставщиков, без продукции которых он не способен был собирать автомобили. Накануне же отгрузку АвтоВАЗу остановил его ключевой поставщик - самарская группа СОК, которая обеспечивает до 40% потребностей АвтоВАЗа в автокомпонентах. Группа контролирует девять предприятий, которые выпускают детали двигателя, трансмиссии, осветительные приборы, элементы интерьера.
По словам собеседников издания в обеих компаниях, СОК требует от АвтоВАЗа пересмотра условий отгрузки. Как уже сообщал "Коммерсант", с февраля завод оплачивает деньгами только 30% стоимости закупаемых компонентов, а остальные 70% - векселями. Когда поставщики впервые остановили отгрузку, они также выражали несогласие с новой схемой оплаты. Источник издания в СОКе утверждает, что ряду поставщиков "АвтоВАЗ согласился компенсировать выпадающие от введения вексельной схемы доходы, например, поднял закупочные цены на автокомпоненты". На АвтоВАЗе это опровергают. "Вексельная схема одинакова для всех, ничего никому персонально мы не предлагаем",- отмечает представитель завода Наталья Сидорук.
Однако другие поставщики АвтоВАЗа подтверждают разницу условий. В Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК, поставщик завода), например, говорят, что "в рамках вексельной схемы сейчас с АвтоВАЗом не работают". Заводу предложено до 1 мая погасить образовавшуюся задолженность по поставкам за 2008 год, а поставки за 2009 год оплачивать в рассрочку, говорит представитель ЕПК Наталья Святославская. "Векселя к оплате компания не принимает",- говорит она, оговариваясь, впрочем, что "схема расчетов нигде пока документально не закреплена, так же, как и условия поставок в 2009 году".
Группу СОК, как и других поставщиков АвтоВАЗа, можно понять, говорит Михаил Лямин из Банка Москвы. Скорее всего, "у группы у самой закончились деньги, и ее заводы вот-вот встанут".
Вчера министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, выступая на заседании Совета Федерации, назвала положение с занятостью на «АвтоВАЗе» тяжелым. По ее данным, несмотря на то что в феврале «АвтоВАЗ» возобновил работу, 12,5 тыс. человек «остаются в простое» и еще 3,2 тыс. работников планируется уволить. По ее оценке, хотя определенные действия для урегулирования проблемы занятости сотрудников проводятся, этих мер явно недостаточно. Впрочем, председатель профсоюзной организации «АвтоВАЗа» Николай Карагин вчера сообщил, что массовых сокращений персонала на «АвтоВАЗе» не планируется, а завод намерен перевести около 3,2 тыс. сотрудников на работу в другую компанию в рамках реализации программы вывода непрофильных активов предприятия. Речь идет о выделении из структуры «АвтоВАЗа» комбината общественного питания.