au> Ликбез читал, схемы видел, но вопросы остаются.
au> 1. В чём плюсы и минусы "х" и "+"? Хочется более-менее полный список. Что-то из плюсов и минусов понятно, но Аргумент что "х" неудобно рулить всерьёз принять нельзя. Или это дело вкуса и традиций конструкторов?
au> 2. Зачем у Сифулфа "+" и "/\" одновременно?
au> 3. Почему нет схем "Y" и "перевёрнутое Y", и в чём видятся её плюсы и минусы?
au> 4. Есть ли, и если нет, то почему, рулевые устройства в виде насосов с 2D-управляемым вектором потока? Аналог авиационной схемы, но гораздо проще, компактнее и похоже эффективнее (вода с малой скоростью вместо горячего газа с большой).
au> 5. В чём плюсы и минусы водомёта большого диаметра с регулируемым вектором потока по сравнению со схемами водомёт+рули и винт+рули?
Гидродинамика каждого аппарата индивидуальна. Ибо различных схем великое множество, каждая имеет свои плюсы и минусы. И, заранее, без конструктивных проработок и расчетов нескольких возможных вариантов выбрать схему нельзя. Надо все рассматривать комплексно - для конкретного аппарата, работающего в заданных условиях эксплуатации, при заданных ограничениях по цене разработки и изготовления. Конструктивная схема аппарата – компромисс между многими, обычно противоречивыми, требованиями.
Как пример, могу привести варианты конструкции хвостовых частей торпед:
1. Рамная схема – рули за ГВ (53-65К, 65-76, УСЭТ-80, ТР-61, Латуш и т.д.)
2. Рули-стабилизаторы перед ГВ (Мк-46, Колибри, МПТ-1, Мк-54 и т.д.)
3. Комплекс стабилизатор-руль перед ГВ (NT-37, DM2 A3, А-184, F-17, Tigerfish, ТТ-4 и т.д.)
4. Комплекс стабилизатор-руль-кольцо перед ГВ (Мк-44, А-244, ТР-43 и т.д.)
5. Рули за ГВ в насадке (Stingray)
6. Рули перед-над ВД (Мк-50, Mu-90 и т.д.)
7. Рули Х-обр. на ВД (ТТ-1, ТТ-3, Yu-6, МТТ и т.д.)
8. Рули Х-обр. на ВД с двумя статорами (Мк-48)
9. Рули за ВД (Spearfish, ТР-62)
10. Комплекс стабилизатор-руль перед ВД (УМГТ-1)
11. Раскрывающиеся рули перед-над ВД (УГСТ, ТТ-5)
12. Комплекс стабилизатор-руль на ГРД/высокооборотном насосе (АПР-3)
13. Комплекс стабилизатор-руль на ракетном движителе (АПР-2)
14. ...
Казалось бы, аппараты одного назначения и многие имеют достаточно близкие параметры – и такой разнобой в схемах... Также и в отношении других подводных аппаратов.
P.S. Могу порекомендовать книгу, ИМХО, близкую к Вашим интересам:
Илларионов Г.Ю., Карпачев А.А. Исследовательское проектирование необитаемых подводных аппаратов: теория, методы, результаты. Владивосток: Дальнаука. 1998г.
С уважением, Хейердал