>Государство должно служить для удовлетворения максимального количества потребностей всех своих граждан.
>voice from .ua>Ну, допустим. А если многие настроения, желания и потребности являются взаимоисключающими? Как, например, можно в равной степени удовлетворить и коммунистов, и либералов?
>Коммунисты и либералы отличаются своими взглядами на общество и вообще взглядами. Это не потребности. Кому какое дело до устройства общества, если все личные потребности удовлетворяются?
Ихние взгляды продиктованы ихними потребностями.
Если все личные потребности каждого удовлетворяются? Это легко сказать, но нелегко сделать. Ведь для удовлетворения потребностей одних, часто необходимо отказать в удовлетворении оных другим. Как, по-вашему, быть в такой ситуации?
>voice from .ua>Вроде в моей реплике речь шла непосредственно о жизни и свободе. В таком случае ваш ответ мне кажется неуместным. Если же говорить именно о правах, то я бы сказал: в данном случае не обязано, а вынуждено взять на себя такую обязанность.
>Однако все же не вынужденно, а именно обязано. Ну или вынуждено, но самим фактом своего существования: для этого государство (и общество) создано.
Вы хотите сказать, что государство создано для обеспечения прав и свобод человека? По-моему, бред. Считаю, что оно создано для обеспечения условий жизни человека на определённом качественном уровне. А права и свободы – побочный эффект, обусловленный наличием у человека инстинктов. Некоторые, базовые инстинкты
необходимо удовлетворять (против физиологии не попрёшь – это уже данное), а некоторые – ограничивать и контролировать – иначе невозможно «обеспечение условий жизни человека на определённом качественном уровне».
Короче обязано потому, что вынуждено
.
>Кстати, и отказано будет (в битье бутылкой) не потому, что это подрывает некие абстрактные "устои общества", а просто посягает на право другого человека на неприкосновенность.
Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит. А на чём, вы думаете, всё цивилизованное общество держится? На правах!
>>voice from .ua>Так что если вышеизложенное верно, то человек не +является носителем прав и свобод благодаря факту своего существования+. Права и свободы появляются только тогда, когда кто-то или что - то для чего - то их обеспечивает. В данном случае права и свободы для каждого человека обеспечиваются государством.
>>Но не забывайте, что государство должно обеспечивать и другие, естественные права,
>>Не понимаю, к чему последняя фраза? Все права имеют один и тот же статус, вне зависимости от того, что положено в их основу. Они ведь не противоречат друг другу.
>Хорошо, если не противоречат. А вот, например, право на тайну личной жизни может конфликтовать с правом каждого знать обстоятельства тех же катастроф.
Да и статус у прав все-таки может быть разный. Право на жизнь выше каких-либо других прав, например.
Похоже, меня малость «занесло на повороте». Вопрос сложноват. В общем смысле, наверно, права могут иметь разный статус. Но скажем, в той же конституции я не заметил чётко выстроенной иерархии прав. Просто все ситуации «столкновения прав» должны быть заранее урегулированы законами.
Главное - не вижу смысла в вашем ответе на мою первую реплику. Любые права появляются тогда, когда кто-то их обеспечивает. В том числе и права, которые государство
вынуждено обеспечивать. Сам по себе человек правами не обладает в любом случае.
>voice from .ua>Оставим пока СССР. Для начала: что такое цивилизованное государство?
>Это каждый понимает по-своему.
Хм, вы много говорите о правах человека, и вообще не говорите об его обязанностях. Впрочем, раз каждый понимает по-своему, то ему и карты в руки. Только в этом случае нужно было бы говорить в отношении СССР: «
я бы не назвал такое государство цивилизованным», а не «цивилизованным такое государство не назовешь».
>Предлагаю вернуться к основной теме.
А это и есть основная тема. Для того, что бы разобраться в каком-либо явлении, необходимо понять его природу. В нашем случае необходимо понять, отчего вообще возникла потребность в секретности. Для этого надо изучить среду, в которой она возникла. И если мы говорим по большей части о государственных секретах – «разобраться» в самом государстве.
Поговорили о правах человека, принципах построения общества и о том, какую роль играет во всём этом государство. Как мне показалось, я смог вам доказать, что общество и государство первичны перед правами и свободами. Следовательно, хотя перед законом и человек, и государство должны иметь равные права, в самом законе должен быть заложен приоритет государственных интересов перед правами и свободами каждого конкретного гражданина. Потому при определении степени ответственности перед государством или перед какой-либо фирмой сейчас и руководствуются следующим принципом: за нанесение ущерба системе, благодаря наличию которой обеспечивается существование и успешное функционирование множества субъектов, всегда должна существовать бОльшая ответственность, чем за нанесение ущерба непосредственно какому либо одному (или даже нескольким) субъектам, функционирующих в рамках данной системы.
Представим себе ситуацию: государственная машина плохо справляется с возложенными на неё функциями (например, люди, непосредственно представляющие власть – погрязли в коррупции), с вас дерут высокие налоги, вы боитесь затемно ходить по улицам от засилья босяков при бездействии милиции и т.д. и т.п. Продав какую-либо важную для вашего государства секретную информацию (причем с чистой совестью – как оно ко мне, так и я к нему), вы не только улучшите своё материальное (или какое ещё) состояние. Вы подставите всех граждан своей страны, и «плохих», и «хороших». Хотя они этого могут и не почувствовать, а могут и почувствовать – последствия могут быть разными, в зависимости от характера переданной вами информации. Вот пример. Взял Беленко и угнал МиГ-25 в Японию. Казалось, ну получил человек личную выгоду, ну подставил какую-то мифическую государственную машину, и это их с государством счёты. Ан нет. После этого инцидента пришлось создавать новую БРЛС, переоснащать ей все уже построенные истребители. От «гражданки» отняли деньги, которые ранее планировалось потратить на другое. В результате ваш сосед (да и не только он один) простоял в очереди на машину на год больше. А кое – какие люди остались жить в «хрущёвках». А если таких «героев», как Беленко, будет много? Последствиями могут быть от банального увеличения количества бомжей и нищих на душу населения до гуманитарной интервенции НАТО на Кавказе или в Крыму.
Для меня очевидно, что в современной модели построения общества – при помощи централизованной власти государство – это прежде всего проживающие в нём люди. И каким это государство будет для людей, в нём проживающих, зависит только от того, как эти люди сами относятся к государству. Государство – это не нечто абстрактное и враждебное (как «устои общества», например
), отгороженное стеной – это мы сами.
>Так вот, по-моему, такой эвфемизм как "национальные интересы" - это вынужденный компромисс современного общества, который с его развитием будет терять свое значение. Именно потому, что интересы всех людей различны, и это все больше и больше будет учитываться. Если заходить далеко, я вообще не считаю само государство и систему централизованной валсти чем-то незыблемым. Подозреваю, что через какое-то время все сведется к некоей глобальной децентрализованной сетевой структуре
Ага, видимо исходя из этого и построен ваш подход к обсуждаемым вопросам. Вы не поверите, но мой сосед из квартиры напротив придерживается в целом схожих взглядов.
Ну что ж, по крайней мере я для себя решил, что такое хорошо и что такое плохо, и почему нельзя разглашать государственные секреты. Всё это сделал исходя из современной устоявшейся системы ценностей и принципов общественного устройства.
На основании этих принципов весь мир сейчас живёт, значит, на данный момент они актуальны и правильны.
Что касается “мира, как глобальной децентрализованной сетевой структуры”, то я конечно не исключаю такого варианта событий, но в то же время не вижу ни предпосылок к нему, ни основы для его существования. Я бы даже сказал, есть предпосылки к диаметрально противоположному сценарию развития общества. Со стороны кажется, что вы выстроили свою систему ценностей так, как вам лично это удобно, а потом уже примерно прикинули, как должен выглядеть мир, основанный на этой системе ценностей. Где гарантия, что он – не утопия?