– Если падение объема составит 50%, то половину коллектива надо было бы сократить, чтобы иметь адекватные возможности для самофинансирования. В то же время на любом предприятии есть постоянная часть расходов, не зависящая от того, 100, 200 или 500 тракторов ты выпускаешь. Поэтому неправильно говорить, что при падении объемов достаточно сократить часть коллектива, и все будет хорошо. Конечно, январь и февраль мы отработали с убытками. Но трагедии в этом никакой нет, потому что на предприятии есть резервы. Еще не один месяц мы способны пережить, не покрывая свои расходы доходами, однако вечно так продолжаться не может. Если кризис затянется еще на полгода, предсказывать что-либо будет сложно.
– Худший вариант – мы падаем в объемах производства на 70%. Ниже некуда. Если объем падения составит 40% и даже 50%, будет сложно и тяжело, но предприятие может функционировать. Если падение окажется больше 50%, без сокращений не обойтись.
Первая и главная задача – это сохранить рынки сбыта и не потерять объемы производства. Как это сделать? Ясно, что внутренний рынок будет ограничен, поэтому мы основные усилия сосредоточили на внешнем. В частности, большая работа проводится в Белоруссии, куда мы надеемся поставлять технику. Туркмения подтверждает свои планы по сотрудничеству.
К вопросу об объединении. Дерипаска, намереваясь создать самый большой в России машиностроительный холдинг, два года назад пытался купить ЧТЗ. Сейчас вы можете сказать, для завода эта неудавшаяся попытка – хорошо или плохо?
– Я к этой идее отнесся очень осторожно. Объективно объединение нужно. И то, что пытался сделать Дерипаска, правильно. Но есть такая тонкость: чтобы объединить десятки заводов, нужно иметь аппарат высококвалифицированных менеджеров, которые бы этим объединением управляли. У Дерипаски этого аппарата не было и нет. На Горьковском автозаводе и других предприятиях его холдинга директора меняются ежегодно. Это свидетельствует о том, что структура не знает, что делать. Менять постоянно на таких заводах директоров – означает просто запустить управление. Я отвергаю этот подход. На таком предприятии директору, чтобы только разобраться во всех вопросах, надо проработать два-три года.
Рабочие ГАЗа написали письмо министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой с просьбой разобраться в "возмутительной ситуации", которая сложилась с закупками автомобилей "скорая помощь" в рамках нацпроекта "Здоровье". Возмущение заводчан вызвало то, что в конкурсе победили не они, а конкуренты из другой российской компании - "Соллерс". Борьба была неравной, утверждают на ГАЗе. Но пенять за то, что "Газели" оказались непригодны для тяжелобольных, нижегородцам приходится только на себя.
В последние несколько лет госзаказ как манна небесная осыпал нижегородский автозавод деньгами. Новенькие "Газели" с красными крестами все чаще мелькали в российских городах, и многим на ГАЗе казалось, что так будет всегда. Но незаметно в Елабуге, в особой экономической зоне, подрос конкурент - Fiat Ducato. Его производит компания Sollers, больше известная по марке "УАЗ". И когда нацпроекту понадобились машины другого класса - для перевозки тяжелых больных - заказ вдруг уплыл к "итальянцам в России". Что тут началось!
Дошло до того, что несколько дней назад - дело было на совещании в Кирове - губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев пожаловался президенту Дмитрию Медведеву.
........
"В ответ на открытое письмо рабочих в СМИ был разослан официальный комментарий, оправдывающий условия тендера и подписанный Министерством Здравоохранения и социального развития. Но журналисты, получившие комментарий, обнаружили, что в свойствах этого файла в графе «автор» значится «Северсталь-Авто» (прежнее название компании «Соллерс»). Этот факт говорит о предвзятости позиции Минздрава в отношении ГАЗа и объясняет причину исключения «ГАЗелей» из тендера.
«Минский автомобильный завод» (МАЗ) создает в России два сборочных производства. Как пишут «Личные деньги», об этом заявил генеральный директор МАЗа Николай Костень.
По его словам, производство создается для увеличения поставок продукции завода на российский рынок. Костень напомнил, что 60% общего объема экспорта предприятия приходится на Россию, и заменить российский рынок «не представляется возможным».
На складах МАЗа скопилось более 3 тысяч автомобилей, что, по словам Костеня, вдвое превышает аналогичный показатель на 1 января 2009 года. При этом глава компании отметил, что МАЗ предпринимает усилия для диверсификации рынков сбыта. Так, завод сравнял объем поставок автобусов в дальнее зарубежье с объемом поставок этой продукции в Россию.
В завершение Костень заявил, что в июне предприятие будет работать 18 рабочих дней.
Счетная палата сообщила, что начнет проверку «Ижавто» в июне. Аудиторы проверят «Ижавто» на наличие признаков преднамеренного банкротства, выяснят, эффективно ли компания пользовалась таможенными льготами, предоставленными при «промышленной сборке» автомобилей, и оценят, насколько результативным было техническое переоснащение, произведенное под госгарантии.
«Ижавто» в критическом состоянии. Из-за высокой стоимости поставляемых из Кореи машинокомплектов производство автомобилей Kia остановлено. Возобновить работу завод может в июле, и выпустить примерно 2 600 автомобилей (в три раза меньше, чем год назад). А в августе «Ижавто» планирует сократить 60-70% работников (около 2800 человек). Контрольный пакет завода заложен в Сбербанке, которому «Ижавто» должен около 8,5 млрд руб., общая сумма долга — почти 12 млрд руб. Президент Удмуртии Александр Волков просил премьер-министра Владимира Путина спасти «Ижавто», передав контрольный пакет «Ростехнологиям»: по его мнению, это бы успокоило кредиторов и дало заводу право претендовать на федеральную помощь.
Президент Удмуртии Александр Волков просил премьер-министра Владимира Путина спасти «Ижавто», передав контрольный пакет «Ростехнологиям»: по его мнению, это бы успокоило кредиторов и дало заводу право претендовать на федеральную помощь.
Ведомости
— Есть еще один профильный для вас актив — контрольный пакет акций «Ижавто», который заложен в Сбербанке. Говорят, вы хотите взять его в управление?
Ген.директор "Ростехнологии" С.Чемезов
— Упаси Бог! Не хотели и не хотим.
Мы более года назад заявили, что собственно «АвтоВАЗу» этот актив неинтересен, но он хочет его не для себя, а для партнера — Renault. По их просьбе мы и начали переговоры с «Соком» о покупке «Ижавто». Но переговоры затянулись, и в кризис по понятным причинам такая сделка перестала быть интересна для французов. С инициативой передать нам в управление завод выступил президент Удмуртии Александр Волков. Наш ответ, к сожалению, отрицательный. У «АвтоВАЗа» много своих проблем. Нам деньги дали на его поддержку и развитие, тратить их еще и на «Ижавто» не имеем права. Нас не поймут.
Ведомости
— Говорят, Олег Дерипаска в конце прошлого года обсуждал с вами варианты сотрудничества?
Ген.директор "Ростехнологии" С.Чемезов
— Действительно, нам интересны некоторые из его активов. К примеру, автозавод «Урал». Вместе с «Камазом» они могли бы успешно развиваться. Двигательный бизнес «Базэла» тоже интересен. Но серьезных переговоров на этот счет нет, просто когда-то встретились и обсудили.
Ведомости
— «Ростехнологии» — акционер «Камаза» и владеет более 30% акций «Автодизеля», входящего в группу ГАЗ Дерипаски. Обе компании просят у ВЭБа денег на конкурирующие проекты по созданию производства дизелей. Вы на чьей стороне?
Ген.директор "Ростехнологии" С.Чемезов
— «Камаз» реализует проект с американской компанией Cummins в рамках СП «Камминз-КАМА», работающего с 2007 г. Со своей стороны «Автодизель» разработал двигатель в партнерстве с инжиниринговой компанией AVL, в настоящее время проводит испытания и доводку его конструкции, разрабатывает проект создания производственных мощностей в объеме до 60 000 двигателей в год. Оба проекта имеют высокую экономическую и социальную значимость, в силу чего они претендуют на получение государственной поддержки. «Ростехнологии» заинтересованы в оптимизации деятельности предприятий, входящих в состав холдинга. На наш взгляд, после восстановления рынка до докризисного уровня его объем будет достаточным для того, чтобы обеспечить спрос и на продукцию СП «Камминз-КАМА», и на продукцию «Автодизеля», а сотрудничество предприятий при реализации указанных проектов сможет обеспечить радикальное повышение их эффективности.