Замена "шаттлу" в 6 раз быстрее скорости звука
Центр им. Маршалла космического агентства NASA собирается возглавить разработку наземной тестовой версии воздушно-реактивного ракетного двигателя для нового поколения сверхзвуковых летательных аппаратов. Правда, испытания этого двигателя начнутся еще не скоро - в 2006 г. И гиперзвуковой самолет-ракета, на который его поставят, как предполагается, будет выглядеть вот так:
http://www.rol.ru/pictures/misc/spacenews/x-43c.jpg [not image]Его длина, согласно проекту, составит 9 м, а ширина - 4,2 м.
Непосредственно конструированием двигателя будет заниматься консорциум Rocket Based Combined Cycle Consortium (RBC3), в который входят двигательное подразделение корпорации Boeing, компании Aerojet и Pratt & Whitney.
Этот радикально новый проект получил название Integrated System Test of an Air-breathing Rocket (ISTAR). Новый двигатель должен будет разгонять летательный аппарат до скоростей, как минимум в 6 раз превышающих скорость звука. И этот аппарат станет, по всей видимости, заменой "шаттлу", более надежной и существенно более дешевой. Во-первых, все компоненты этого самолета-ракеты будут использоваться многократно. Кроме того, он сможет взлетать и садиться на взлетно-посадочных полосах аэродромов, а к новому полету такой аппарат можно будет подготовить за несколько дней.
Концептуальная конструкция двигателя должна быть разработана и испытана к ноябрю 2002 г. Ну а наземные испытания полномасштабного макета должны состояться в начале 2006 г., а в полете двигатель будет продемонстрирован к концу этого десятилетия. На 6 лет NASA собирается выделить на этот проект около 140 млн дол.
Е. Волынкина
(по материалам NASA)