Победят ли Методические указания Департамента ЖКХ Москвы Конституцию страны?вводная часть [показать]
О причинах правового нигилизма.
Есть такой психологический феномен. Работает не для всех, но для многих. Если с доски с информацией не убирать, потому что за этим никто не следит, устаревшие или не соответствующие действительности объявления, то через некоторое время люди перестают обращать внимание на эту информацию. Даже если появляются объявления свежие и правильные. Люди просто проходят мимо. И живут так, как им понятно. Не ведая. А когда сталкиваются с необходимостью что-то выполнить, то слышат: «Но было же написано!» – так много чего было написано!
Чиновники, с острым политическим чутьем, но со слабым знанием законов и права, сначала придумывают нормативы, угодные моменту, и требуют их соблюдения. А юристы считают, что эти нормы противоречат Конституции и федеральным законам. Общего для всех и везде порядка при таких правилах игры не будет, так как где-то победят одни, а где-то добьются правды вторые. Люди же будут поступать так, как привыкли – как в данный момент удобнее. Как и диктует им общепринятая социальная культура.
Найдутся и шустрые, кто явно использует эту ситуацию в свою пользу. Что, в свою очередь, спровоцирует появление нового поколения шустрых. В том числе и среди чиновников. Все это закрепит нормы социальной культуры, не воспринимающей закон обязательным для исполнения.
Так в чем же причины того, что страна погрязла в правовом нигилизме?
Свежий случай.
Управляющие организации получили право актировать факт проживания незарегистрированных граждан
19.02.2013
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы утвердил Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением (распоряжение ДЖКХиБ № 05-14-21/3 от 30 января 2013 г).
Данный документ обязывает управляющие организации вести учет граждан, проживающих в доме, а также подробно регламентирует порядок действий управляющей организации по выявлению незарегистрированных жителей. Нововведение затронет те квартиры, которые не оборудованы ИПУ (индивидуальными приборами учета).
Ситуация, при которой в квартире без ИПУ прописан один человек, а проживают по факту значительно больше, встречается практически в каждом доме.
В соответствии с Распоряжением ДЖКХиБ № 05-14-21/3 от 30 января 2013 г., управляющая организация обязана осуществлять проверку поступающей информации о незарегистрированных жителях.
Проверка должна осуществляться в составе комиссии, в которую входят представители управляющей организации, участковый уполномоченные полиции, независимые свидетели в количестве не менее двух человек. Проверку следует осуществлять не менее 2-х раз в месяц – не позднее 10 дней с начала расчетного периода и не позднее 10 дней до окончания расчетного периода. Результат проверки оформляется Актом, устанавливающим постоянное проживание незарегистрированных граждан, с указанием даты составления Акта, состава комиссии, фамилии, имени, отчества не зарегистрированных в данном жилом помещении проживающих граждан, адрес жилого помещения, период проживания.
Подробнее:
Новости
А вот мнение по поводу этих Рекомендаций Федора Куприянова, кандидата юридических наук, из официального издания Правительства РФ – «Российской газеты» (
http://www.rg.ru/2013/02/26/reidi.html):
"Одно из социальных прав человека - право на жилище. Оно закреплено в статье 25 Конституции. Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения. Ограничение прав, т.е. законные проверочные мероприятия в жилище гражданина, возможно только в следующих случаях:
далее [показать]
Если есть решение суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Решение должно быть предъявлено в оригинале, содержать точный адрес и форму проверочного мероприятия. Бумага должна быть заверена подписью судьи и печатью суда. Подобные решения принимаются в рамках уже возбужденных уголовных дел.
По закону об оперативно-розыскной деятельности проведение оперативно-розыскных мероприятий в жилище допускается при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности страны, и исключительно в случаях, которые не терпят отлагательства.
По Закону "О полиции" сотрудник имеет право на проникновение в жилище исключительно для: спасения жизни граждан и или для задержания подозреваемых в совершении преступления. Сдача жилья не является преступлением, в крайнем случае, таковым может быть впоследствии признано уклонение от уплаты налогов. Однако такое уклонение не совершается в жилище, поэтому основания для любых проверочных мероприятий, связанных с проникновением в жилище, будут отсутствовать. В любом случае правом на проведение вышеуказанных мероприятий обладают исключительно сотрудники правоохранительных органов.
Дружинники такими правами не обладают. Они могут помогать сотруднику правоохранительных органов, но не действовать самостоятельно.
Работники управляющих компаний также не имеют права на проникновение в жилище для проверки, в том числе установленных водосчетчиков или их показаний. Статьей 3 Жилищного кодекса РФ закреплено, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается только для спасения жизни граждан или при аварии. Так что, если в квартире нет аварии, жилец на законных основаниях имеет право никого не пускать.
В общем все - дружинники, домоуправление, управляющие и прочие, за исключением сотрудника правоохранительного органа с решением суда в руке, не вправе требовать от гражданина впустить их в жилище.
Более того, гражданин имеет право не отвечать на любые вопросы, которые ему задают "через дверь". Если же участковый требует на основании прав, предоставленных ему Законом "О полиции", дать объяснения, гражданин имеет право не открывать двери и предложить участковому вызвать его повесткой в удобное для него время.
То же касается и проверки документов. Участковый или любой его коллега не может проникнуть в помещение для проверки документов. Не имеет он права и требовать от человека выйти из жилища. Фактически участковый имеет право исключительно ждать на лестнице и проверять документы выходящих из квартиры.
Но большинство обывателей, услышав: "Нам документы необходимо проверить, можно войти?", пригласят проверяющего в дом и начнут доставать документы, не задумываясь, что сами дали согласие на проникновение в жилище и проверочные мероприятия".