Serge77> Всё-таки, какой термин сегодня используют в русском языке - удельный импульс, удельная тяга или удельный импульс тяги?// Насос останавливается. Почему? [Serge77#02.06.09 10:06]
Какой используют сегодня, я не знаю
Но в конце 80-ых использовали все три
На лекциях по химии и технологии проф. Рогов, доц. Сиротинкин (сегодня - профессор) и проф. Кошелев употребляли исключительно термин "удельный импульс", размерность чаще всего - kgf.s/kg. Реже - в N.s/kg. Только один раз на мою память проф. Рогов привел удельный импульс в m/s. На мой вопрос, почему так, он показал сокращение размерностей и объяснил, что предпочитает не сокращать их (хотя по SI - обязан), чтобы не терять физический смысл характеристики. Тогда он и упомянул термин "удельная тяга". На стендах-то измеряется тяга, потом расчитывается массовый расход топлива и экспериментальный удельный импульс представляет собой по сути удельную тягу.
По курсу баллистики РДТТ тоже разбирали эти понятия. Доц. Кулагин четко объяснил разницу между экспериментально определяемым и расчитанными разными методами импульсами. Я это запомнил, и даже объяснял:
О движках вообще
Теперь об удельном импульсе тяги.
Если запустить двигатель на стенде и записать тягу во времени, то можно получить и импульс тяги - интеграл тяга * время от начала до конца работы двигателя. Размерность F T, или в SI - N.s.
Если поделить на массу заряда, то получаем импульс тяги, отнесенный к одному килограмму топлива. Размерность - та же, что и у удельного импульса.
Последное понятие произошло от твердотопливников, которые не могут менять произвольно расход рабочего тела.
Жээрдинники обычно считают импульс установившегося режима.