(навеяно сегодняшним разговором с Ломиэль в реале)
00. Сразу оговорюсь: у меня диплом инженера-технолога полиграфпромышленности. Это не означает, что мои слова надо воспринимать как абсолютную истину, но это означает, что я знаю о вёрстке и о её закономерностях чуть больше, чем так называемый "средний пользователь ЭВМ". Итак...
0. Книгоиздательство существует уже полтыщи лет. За это время издатели уже сталкивались с проблемами оформления текстов, выбора шрифтов и так далее. В СССР этими проблемами занимался целый ВНИИ полиграфии (ну, не только этими, но и ими в том числе). На мой взгляд, есть резон послушать, что люди придумали за такое время, прежде, чем изобретать велосипед (даже не велосипед, а гвоздь!) самостоятельно. Э?
1. Подавляющее большинство решений в оформлении книг (подчёркиваю - книг, т.е. многостраничных изданий с ориентацией на выдачу информации в текстовом виде) основано на статистике так называемой "удобочитаемости", которая, в свою очередь, опирается на анатомические особенности человеческого оптического аппарата. Это означает прежде всего то, что принципы оформления текстов остаются константой вне зависимости от способа издания текстов (глаз в любом случае остаётся глазом). Остальные решения (в частности, разрешающая способность процесса вопроизведения) опираются на технические или экономические ограничения.
2. Расстояние так называемого "ясного вИдения" - 30см. Поле чёткого зрения обычного среднего человека (не владеющего спецметодиками типа "быстрого чтения") - не более 7 градусов, т.е. 2*300мм*tg(7/2)=36,7мм. Комфортные условия воприятия сохраняются в том случае, когда глазу для прочтения всей строки приходится совершать не более одного "отскока" вправо и влево от положения равновесия, т.е. ширина строки текста должна составлять 36,7*3=110,1=110мм. Это МАКСИМУМ. Обычно ещё меньше, где-то 95..100мм. На современных мониторах при размере точки в 0,25..0,27мм это 400 точек. Плюс-минус десять процентов. Но уж никак не по всей ширине экрана, чёрт побери! Другая крайность - излишнее сужение колонки - тоже вредна, она ведёт главным образом к искажению набора при употреблении длинных слов без использования переносов, что "сбивает глаз" и ухудшает воприятие.
3. Существует статистика (уже многовековая, а не просто многолетняя) по удобочитаемости (в конечном итоге - по скорости чтения - подчёркиваю, не перелистывания станиц, а осмысленного воприятия с возможностью последующего произвольного вопроизведения) в зависимости от всех мыслимых параметров текста, в том числе от размера, начертания, цвета текста, цвета фона, наличия/отсутствия "загогулин" (засечек на буквах), размера межстрочных и межбуквенных интервалов и т.д. На графике "размер-скорость" есть максимум, он расположен в районе 10-12 кегля. Любой другой размер приводит только к снижению скорости чтения. В переводе на HTML это означает font size равное 2 при установке "Вид -> Шрифты -> Средние" (для ИЕ, как называется аналогичный пункт в НН - не помню, тно тоже как-то аналогично).
4. Засечки... Ох... В общем, наличие засечек улучшает эстетическое впечатление от текста и прибавляет комфортности при чтении и геморроя технологам. Дело в том, что засечки начинают "работать" лишь при некотором минимальном разрешении линейки воспроизведения. Т.е. засечка должна быть изящной, что ли... А те квадратные хреновины, которые отображаются у нас на мониторах, изящными считаться ну никак не могут - они только сбивают процесс распознавания букв и в конечном счёте ведут к увеличению утомляемости и снижению производительности. Иными словами, для того самого оптимального размера букв (т.е. в вышеприведённых условиях ширина буквы 5..7 точек) нужно использовать шрифты без засечек. Для стандартной поставки Windows это Arial, если установлен MS Word, есть выбор лучше - Tahoma.
5. Абзацные и межабзацные отступы. Абзацный отступ в общем случае равен межстрочному интервалу. Вернитесь назад и перечитайте ещё раз: МЕЖСТРОЧНОМУ ИНТЕРВАЛУ!!! Не "пяти-шести пробелам", не чему бы то ни было иному! Ухх, блин, как я зол, ка я зол... При одинарном межстрочном интервале это означает ТРИ символа "nbsp". Ровно три! Не пять, не "около того", а именно три.
Межабзацный же отступ бывает двух видов: для отделения фраз и для разбиения смыслового потока (сброса буферов на диск). Для отделения двух законченных фраз (не предложений, а а фраз - минимальных законченных кусков текста) применяются отступы, по величине равные межстрочному интервалу (подчёркиваю, это делается для того, чтобы не терять поточность воприятия текста). При необходимости же разбиения смыслового потока межабзацный отступ увеличивают, обычно вдвое по сравнению в межстрочным. Повторюсь: любое изменение внешнего вида текстового блока по сравнению с накопленной для текущего участка чтения статистикой вопринимается глазом и подсознанием как необходимость "забыть всё предыдущее". Это закон человеческой психофизиологии, от него никуда не уедешь.
6. Цвет фона и цвет текста. Экспериментально опредено, что текст и фон должны быть бесцветными (т.е. от белого к чёрному через градации серого) с максимальным контрастом, причём текст должен быть темнее фона (иметь отрицательную дельту яркости по отношению к нему). В переводе на русский язык это означает чёрные буквы на белом фоне (редчайший случай, когда экономические и оптические требования совпадают - чёрная краска много дешевле цветной). Возможны некоторые отклонения (небольшие цветовые оттенки как фона, так и букв), но общий принцип должен быть неизменным - буквы темнее, фон светлее. То, что наоборот, называется выворотка и применяется ТОЛЬКО для привлечения внимания к одному-двум предложениям при вёрстке объявлений или поздравительных открыток! (Наглядным отрицательным примером в этом смысле может служить форум сайта журнала "НК" - там цвета такие, что буквы хрен прочтёшь... но это "заслуга" не администратора, к нему претензий нет, он человек подневольный.)
Пока всё.
О.Л.