Zloy_DIMM>>Построить нужно не очень большую ракету и соответсвенно двигатель тоже не большой, не тяжелее 150 г.
Я давным-давно на работе занимался как раз такими, правда, с большими временами горения.
airbase.ru/users/varban/files/rmd.htmhttp://airbase.ru/users/varban/files/rmd1.jpg [image link error]
Слева направо:
1. Двигатель с композитным соплом (резольная смола + обожженная глина), вклеенным эпоксидной смолой в корпус из спеклопластика:
airbase.ru/users/varban/files/nzl_fbrgls.htm
Заряд - торцевого горения, вкладной, из смесевого (сравнительно жесткого) топлива на перхлорате.
Теплоизоляция - 3 витка бумаги (вернее - крафт-картон, из которого изготовливают гильзы. Правда, проклеивали термоизоляцию термореактивным клеем.
После того, как заряд отработал, корпус не прогорел, а только теплоизоляция:
http://airbase.ru/users/varban/files/rmd_fbrgls.jpg [image link error]
Для обследования термоизоляции пришлось удалить переднюю заливку двигателя на токарном станке
Корпус двигателя - два оборота стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. На первой фотке видны участки около сопла с измененным цветом. Это - штатная работа корпуса. Если он не изменить цвет, значит слышком толстым сделали; если прогорит - слышком тонким.
Двигатель - самый что ни на есть рекордный, у него суммарный импульс 80 N.s, а масса - около 60 грамм. Причем 2/3 из них топливо!
Недостаток - что такие двигатели можно производить только вручную. И то с трудом-с ...
И цена - кусучая.
Так что двигатель остался в прототипы.
2. Образец серийного двигателя. Корпус - стеклопласт, но толстый. Сопло - керамика, вклеено на эпоксид-силоксановой смоле в корпус. Заряд - вкладной, такой же, как и у #1, в бумажной теплоизоляции.
Вот только из-за применения серийной технологии получения спеклопластиковых труб почти в ту же массу (55 грамм) удалось поместить всего лишь 19 грамм топлива. И двигатель вышел класса 40 N.s.
Преимущество одно - сильно дешевый. Раз в 20 дешевле, чем #1.
3. Прототип двигателя с полиамидным корпусом.
Корпус - из термопласта. Стеклонаполненный полиамид, трубка стоит копейки, на порядок-другой меньше, чем даже корпус #2.
Сопло - из материала с нормируемым уносом, из АГ-4В.
Поскольку на фотке - самый первый движок этой серии, то сопло выточено на токарном станке из четвертушки кумулятивной линзы для заряда противотанковой мины:
airbase.ru/users/varban/files/nzl_ag4_out.htm
То же сопло, но вид со стороны входа:
http://airbase.ru/users/varban/files/nzl_ag4_in.jpg [image link error]
Заряд - из смесевого топлива, прочноскрепленный (вклеенный в корпус). Защитно-крепящий слой - композиция эпоксидная смола-полиметилметакрилат.
Технология изготовления такая:
1) Заряд отливается в технологической форме, отверждается, вынимается из формы (конечно, в серии мы бы использовали проходное прессование и еще бы увеличили импульс заодно
) и делается коротенький канал - 5...6 миллиметра. Канал обеспечивает стартовый режим тяги.
2) К торцу заряда тщательно приклеивается сопло.
3) Заряд центрируется в корпусе, соплом вниз.
4) В образовавшейся щели заливается бронесостав для образования ЗКС и одновременно - переднего (носового) днища двигателя:
airbase.ru/users/varban/files/p_fbrgls_series.htm
5) Отверждение - и двигатель готов.
Могу похвастаться - такой хайтек все же нам удалось отработать.
Почему хайтек? Потому что толщина ЗКС - порядка милиметр-полтора
Кстати, первые двигатели заливали совсем врукопашную и без вакуума, поэтому в ЗКС бывали пузырки. И самый первый двигатель не отработал до конца - примерно за секунду до выгорания заряда прогорел ЗКС, термопластичный корпус нагрелся, деформировался и сопло отлетело:
http://airbase.ru/users/varban/files/rmd_pas30.jpg [image link error]
На фотке видна щель в защитно-крепящий слой.
Интересно, что это был единственный случай срыва сопла из примерно 200 штук.