[image]

Private Space Launch - создание ракеты на ГРД

Проект, посвященный созданию носителя на ГРД
 
1 14 15 16 17 18 75

Serge77

модератор

FRC> Ок, спасибо. Две форсунки струйные сделал (однопортовая с ф4мм, и двухпортовая с ф каждого канала 2мм).

Получается, сечение первой вдвое больше, чем у второй. Так надо?
   3.0.153.0.15

FRC

опытный

Serge77> Получается, сечение первой вдвое больше, чем у второй. Так надо?

Ну чтож... еще одна идиотская ошибка. Рассверлю до 1.4мм, а недобор 0,26 компенсирутся за счет "гуляния сверла".
Спасибо.
   7.07.0
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Serge77>> Получается, сечение первой вдвое больше, чем у второй. Так надо?
FRC> Ну чтож... еще одна идиотская ошибка.

Да уж. Сечение растёт в 2 степени диаметра. Демпфер надо делать по 1 варианту. В линию. И посмотри у того же Д. на геометрию струйной форсунки. Я не зря использую карбюраторный жиклер. В нё уже есть гарантированный профиль. Хотя и для бензина. Здесь также надо помнить, что в ГРД мы вдуваем окислитель, а не горючее. Разница есть.
   3.5.53.5.5
RU Vagrant #03.12.2009 01:34  @a_centaurus#01.12.2009 20:46
+
-
edit
 

Vagrant

втянувшийся
a_centaurus> Для жидкой фазы пока не нашёл. В NIST надо зайти.
Посмотрел фрагмент учебника - полезные рекомендации. Отсылки за пределы текста посмотрю в книжке у FRC. Прикинул, что ламинарный поток можно ожидать даже
с вязкостью газовой фазы. Тогда имеющуюся на стенде метровую магистраль можно использовать, как мерный отрезок, и оценить вязкость жидкой фазы по итогам холодного прогона. Где-то у меня были на этот счет более обстоятельные
методички.
   3.5.53.5.5
RU Vagrant #03.12.2009 02:01  @a_centaurus#01.12.2009 18:21
+
-
edit
 

Vagrant

втянувшийся
a_centaurus> 1. Если нет возможности укоротить линию подачи окислителя, поставить на вход eхpander - устройство смягчающее пульсации потока о. В простом виде это цилиндр диаметром 8-10 мм и длиной 10-150 мм.
Не понял назначения - поток, вроде и так можно ожидать ламинарный, а емкость
магистрали больше емкости "eхpander".
   3.5.53.5.5

FRC

опытный

a_centaurus>> 1. Если нет возможности укоротить линию подачи окислителя, поставить на вход eхpander - устройство смягчающее пульсации потока о. В простом виде это цилиндр диаметром 8-10 мм и длиной 10-150 мм.

Пока возился с форсунками вчера, пришло в голову, что у меня уже есть такая емкость в головке, даже несколько большего размера. И расположена 80% линейно и 20% за штуцером подачи окислителя. Нормально все.
   7.07.0
AR a_centaurus #03.12.2009 17:38  @Vagrant#03.12.2009 02:01
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Vagrant> Не понял назначения - поток, вроде и так можно ожидать ламинарный, а емкость
Vagrant> магистрали больше емкости "eхpander".

Подача закиси по такой длинной магистрали сопряжена с фазовыми изменениями по дороге. Не знаю, если поток будет строго ламинарным в её случае и при таком малом сечении магистрали. Поэтому подобное устройство "pulmon" используется в системах подачи или коллекторах для восстановления двления. Если посмотрите внимательно, например дизайн головки двигателя ракеты "Шметтерлинг" (С&Д) то найдёте в ней объём для "форкамеры" по линии топлива. О положительной роли ФК доходчиво написано далее по тексту этой замечательной книги. То есть такой "э" должен скомпенсировать падение давления на линии и придать больше равномерности в расходе окислителя. Тем более, что его установка не сопряжена с переделками двигателя. Это, так сказать "дежурный стендовый метод" для эмпирического исследования явления. Не даст заметного улучшения? Может быть. Но и мешать не будет. Всё равно в лётном варианте будет другой дизайн.

Тем более FRC уже ответил на эту тему. Ну значит и делать ничего не нужно. Я кстати, не держу большого подозрения на длину. Сам использовал длину заправочной трубки (4 мм) 2 м и 0.5 и большого изменения не наблюдал. Правда трубка нейлоновая.
   3.5.53.5.5
AR a_centaurus #03.12.2009 17:44  @Vagrant#03.12.2009 01:34
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Vagrant> Где-то у меня были на этот счет более обстоятельные методички.

Я рад, что ты подключился к работе FRC. Помоги ему поставить испытания на более-менее научно-экспериментальный уровень.
   3.5.53.5.5
UA Serge77 #03.12.2009 21:09  @a_centaurus#03.12.2009 17:38
+
-
edit
 

Serge77

модератор

a_centaurus> Я кстати, не держу большого подозрения на длину. Сам использовал длину заправочной трубки (4 мм) 2 м и 0.5 и большого изменения не наблюдал.

Сравнение с заправочной трубкой неверное, потому что скорость подачи через неё намного меньше, чем поллитра в секунду, как тут требуется для работы двигателя.
   3.03.0
+
-
edit
 

FRC

опытный

a_centaurus> Я рад, что ты подключился к работе FRC. Помоги ему поставить испытания на более-менее научно-экспериментальный уровень.

Оглядываясь назад, могу точно сказать, что подход Сергея к вопросу испытаний и вообще, общей концепции проекта, да и по частным техническим вопросам, вселяет уверенность в успехе. Сейчас я в одиночку жег бы бестолково "свечки" одна за другой на стенде из напольных весов. Вот.
   7.07.0

Ckona

опытный
★☆
FRC> Оглядываясь назад...
А не обнародовать ли вам ближайшие планы, типа программу действий ?
Продумать так потихоньку, грамотно составить, с обозначенной ближайшей целью.
Не так, как на сайте - там общая задача.
Четче будет.
   

FRC

опытный

Ckona> А не обнародовать ли вам ближайшие планы, типа программу действий ?
Ckona> Продумать так потихоньку, грамотно составить, с обозначенной ближайшей целью.
Ckona> Не так, как на сайте - там общая задача.
Ckona> Четче будет.

Надо сайт малек переделать.... при входе на него (на Главной странице) действительно, общие задачи. А если кликнуть на "Как начинался проект", то вылезают 1) мои фантазии о далеком будущем (большая и великая цель) и 2) более реалистичны устремления на ближайшее будущее.

Но ты прав, надо четче, но пока невозможно. Причиной тому - непонятная ситуация с летными испытаниями. Полигон никто не даст использовать (предварительные консультации проводил и буду дальше пробивать, но скорее всего не выйдет). Вне полигона пуски на 5-10-20 км - опасно и нельзя будет в прессе опубликовать. Ракету под высоту подъема 1000м делать не хочу.
Встает вопрос - а стоит ли делать ракету, или на ином носителе использовать/испытывать? Вот от этого надо плясать при составлении плана, а этот вопрос пока не решен.
   7.07.0

Ckona

опытный
★☆
FRC> Ракету под высоту подъема 1000м делать не хочу.
Делай ракетный двигатель !
Удельный импульс, полная тяга, масса конструкции, продолжительность работы: это не один год.
В процессе этой работы и прояснится ситуация с летными испытаниями. Мало ли чего...
В конце-концов, у тебя же частный проект. Если цель - высота, отработанные железяки можно будет потом где угодно изготовить.
Но мне почему-то кажется, что на определенном достаточно высоком уровне такой проект встретит поддержку.
   
AR a_centaurus #04.12.2009 17:30  @Serge77#03.12.2009 21:09
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Serge77> Сравнение с заправочной трубкой неверное, потому что скорость подачи через неё намного меньше, чем поллитра в секунду, как тут требуется для работы двигателя.

Скажем так, не совсем верное (не буду развивать)... Но я имею опыт проливки закисью разных форсунок с той же 2 м линией заправки из баллона. Уверяю вас, давления в 40-50 Kg/cm2 более чем хватает, для впрыска через 2-3 мм отверстие форсунки, чтобы не замечать разницы на входе, скажем в 10 Атм. А вот конструкция форсунки, её геометрия и площадь эффективного сечения играют основную роль в дальнейшем рабочем процессе. Если не искать блох, то нужно доработать двигатель и повторить испытания. Более чем уверен, всё наладиться и без мучительных мыслей об обрезании... Кстати этот расход требуется не "для работы двигателя" (двигатель будет работать и при гораздо меньшем расходе через форсунку), а для работы двигателя в расчётном режиме. Но, "расчётный режим" был автором расчитан заведомо некорректно (уже обсудили), так что надо подождать делать выводы.
   3.5.53.5.5
AR a_centaurus #04.12.2009 17:55  @Ckona#04.12.2009 00:01
+
+1
-
edit
 

a_centaurus

опытный

FRC>> Ракету под высоту подъема 1000м делать не хочу.
Ckona> Делай ракетный двигатель !
Глушко говорил: "если к моему двигателю привязать водонапорную башню, то и она полетит в космос"... Абсолютно прав Ckona. Ракета начинается (а иногда им и заканчивается) с ДВИГАТЕЛЯ. Kaк бы там не говорили про "сложную ракетную аэродинамику" и прочая, но основа ракетостроения есть РД. Так было, есть и будет. Аминь! При наличии надёжного движка и организационной подготовки (денег), гибридную ракету можно склепать за два месяца из канализационных труб (SORAC). С энтузиастами, набранными с улицы. Преимущество ГРД в возможности его масштабирования в широких пределах. Двигатель на 1KN и на 10KN практически одинаковы по конструкции. Только размеры в проге увеличить на коэффициент. А 10КН - это ракета на 10 км. В основном все серьёзные проекты ориентированы на этот промежуточный потолок. FRC: тебе нужно забыть пока о факторе демонстрационности проекта на этой стадии. Нигде, а особенно в России (и в eхp. в Москве) с тобой не будут разговаривать серьёзно. Ты пока абсолютный (без обиды) ноль (-273ºC). Для специалистов. А для власть имущих, без заключения тех же спецов, ты и того меньше. Не будут говорить серьёзно, пока ты не предоставишь работающий двигатель с высокими рабочими характеристиками. Как ты думаешь, в МВТУ или Физтехе нет спецов в лабораториях, которые не смогли бы построить за 1 месяц такой ГРД? Есть. И не строят они их по другой причине. Сами не строят и тебе хода не дадут.
Я как-то недавно встречался в своей лаборатории с министром Науки и Атомной Энергетики Саудовской Аравии. Принц Абу Салам Махмуд 28 (или что-то в этом роде)
Молодой парень, прекрасно говорящий на нескольких языках увидел у меня на столе Саттона. И тут же зацепился. Мы с ним поговорили и оказалось, что его Высочество лично занимается гибридными двигателями на закиси, их строит и испытывает. Так мы с ним и сошлись в мнении, что ГРД - это единственная перспектива для 3 стран...
Но для этого надо иметь у власти людей это понимающих. К сожалению, пока их немного. Но как и всегда - бум в той или иной технике приходит из Штатов. А там разработки ведуться давно и на всех уровнях. Вот-вот выстрелит. Тогда все остальные будут мучительно догонять... Мой тебе совет: работай над ГРД по строгой схеме. Не спеши. И все получится. Когда у тебя будет в сарае реветь движок на 10 с тяги с 220 с Isp тогда можно будет обращаться за конкретным сотрудничеством.
   3.5.53.5.5
+
-
edit
 

FRC

опытный

Чего-то я понажимал не те кнопки, пытаясь ответить...

a_centaurus> Ты пока абсолютный (без обиды) ноль (-273ºC). Для специалистов.
О да!!!! Я это почувствовал, разговаривая с Саенко в НПО Молния. Неприятное ощущение от какой-то безысходности в его словах....

a_centaurus> Принц Абу Салам Махмуд 28 (или что-то в этом роде)
Стратегически, это вариант масштабирования работ.... и решение разрешительных вопросов.

a_centaurus> Мой тебе совет: работай над ГРД по строгой схеме. Не спеши. И все получится. Когда у тебя будет в сарае реветь движок на 10 с тяги с 220 с Isp тогда можно будет обращаться за конкретным сотрудничеством.

Да, похоже, что это единственный путь и в РФ и в других странах. Только так можно показать, что ты не пустышка. Поэтому на Салют пока не спешу на встречу (хотя зовут, но это не моя заслуга) - представить нечего. Поработаем сначала.
   7.07.0

FRC

опытный

Выполнили в выходные холодные проливки окислителем. Результаты не утешительные.
Расход, который удалось получить 100гр/сек или чуть больше с учетом небольшой погрешности измерений. Причем магистраль и головка (мерялось и с ними и без них), несомненно имеют сопротивление, но, видимо, оно в пределах погрешности.
Так же замерялось падение давления в баллоне и температура:
- давление падало с 43кг/см**2 на 1,5-2кг/см**2. Восстанавливалось в течение 3минут.
- температура баллона была 12С падала в пределах 1С, но в течение 3-х минут восстанавливалась.

Общий вывод таков: сечение вентиля баллона недостаточно для обеспечения потребного расхода в 500гр/сек.

Переделывать двигатель под указанный расход - бесперспективно.
Будем монтировать на стенд бак - уменьшенную копию летного (на 1,5-2кг окислителя).
   7.07.0
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

FRC> Выполнили в выходные холодные проливки окислителем. Результаты не утешительные.

Зато вы научились прямым измерениям расхода по линии окислителя. Это дорогого стоит. В науке и в технологиях нет ОТРИЦАТЕЛьНОГО результата, есть "информация к размышлению..." Поэтому я вас поздравляю. И советую начать с короткого бака на 1/3 заправки. С таким вы хорошо отработаете работу на стенде в мягком щядящем режиме. Умение работать на макетах и моделях сохраняет средства и время. А опыт даёт бесценный.
   3.5.53.5.5
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

FRC> Да, похоже, что это единственный путь и в РФ и в других странах. Только так можно показать, что ты не пустышка.
Самое главное противоречие между частным и государственными методами это то, что для госсистемы ДЕШЁВАЯ технология - нонсенс. Поэтому дешёвый ГРД пока отдан на обсасывание любителям и private. Когда любители выйдут на должный уровень, подключатся госсистемы и выведут работу на должный уровень. В Штатах это решается всевозможными грантами направленными конкретным лицам или группам. Они делают что-то и отчитываются. Иногда важным является деталь, подсмотренная такой группой или персоной. После анализа получается, что эта деталь сократила общий путь исследования явления. Даже положенная на полку эта деталь может дать зацепку в будущем. Такими грантами распоряжается, например агенство DARPA. В Союзе никогда не было подобной практики. Нет её и в России. Поэтому в глазах человека из "Молнии" тоска. Он для себя не видит перспективы в этой системе, а тут ты, со своей игрушкой...
   3.5.53.5.5

FRC

опытный

За последние дни нет особых технических достижений... коплю силы :) Зато "навел мосты" с Бобом из Aerocon Systems Теперь на его сайте представлен и наш стенд с небольшим описанием (в середине галереи). Наверно мой английский ужасен, но вполне понятно. Вот ссылочка: Aerocon Test Stand Pictorial
   7.07.0

ПС-001

втянувшийся

Вот может Вам пригодиться:
Несколько книжек по ЖРД
Васильев, Кудрявцев, Кузнецов Теория и расчет ЖРД 1983
Алемасов Дрегалин Тишин Теория ракетных двигателей 1980
Саттон Ракетные двигатели 1952
Коротеев Рабочие процессы в ЖРД и их моделирование 2008
Кудрявцев Основы теории расчета ЖРД 1 и 2 1993
Добровольский Синярев ЖРД – теория и проектирование Издания 1955 и 1957 гг.
Архив .zip 74 Мб

ЖРД.zipx http://ifolder.ru/15412444

free, file hosting, file sharing, бесплатный, хостинг файлов, скачать, закачать

// ifolder.ru
 




"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ" :: Просмотр темы - Книги по космонавтике ценные и полезные

«Форум. Новости космонавтики. Космос.» ежемесячный журнал, рассказывающий о событиях российской и зарубежной космонавтики.

// www.novosti-kosmonavtiki.ru
 

   8.08.0

FRC

опытный

ПС-001> Архив .zip 74 Мб

Спасибо друг! Только zipx никак не могу распаковать.... напридумывают.
   7.07.0

FRC

опытный

Коль форум ожил, напишу и сюда.
06.01.2010, не смотря на суровые зимние условия и общее истощение организма участников длительными праздниками, были проведены третьи по счету огневые испытания гибридного ракетного двигателя.
Не могу назвать их ни успешными, ни неудачными. С точки зрения опыта - самое то :)

По сравнению с предыдущии испытаниями была изменены:
1. бак - баллон 10л заменен на 0.8литра с полностью переделанным вентилем. Это позволило увеличить подачу окислителя, но как выяснилось, недостаточно.
2. Баллон оборудован подогревом в виде намотанной на него спирали из тонкого провода (марку не помню точно). Подключается к источнику питания и нагревает бак на 10 град.Ц. за 6-7 минут.
3. Форсунки струйные, двухпортовые.

На морозе -14С возникли проблемы с подклиниванием электроклапана, но их решили просто его отогрев в машине.
В остальном, все сработало с первого раза и хорошо видно на видео: Hybrid Rocket Motor test (third) - YouTube

Два момента расстроили:
1. опять существенный недобор тяги - 31кгс как выяснилось.
2. видимо из-за ДЕТОНАЦИИ смеси окислителя и паров парафина вне двигателя, опять же видимо, отошел COM разъем линии к ноутбуку и началась какая-то ерунда на графике.... Данный момент виден при раскадровке, но хлопок не слышен на записи.

Намечен ряд изменений в части линии подачи окислителя для увеличения расхода и повышения морозоустойчивости клапана;бронировки шашки; техники проведения стартовых процедур; измерения давления в баке и проч. Более подробно и с картинками :) можно посмотреть здесь: http://hybridrocket.web-box.ru/glubina/ispytanija-dvigatelja/
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0

FRC

опытный

Возник немного отвлеченный вопрос. Он частично касается проекта. Поиски в нете понимания не добавили, так что если кто-то поделиться по нему мыслями, буду благодарен.
Например, у меня есть в двигателе свободный объем - канал в парафиновой топливной шашке. При поджиге стартовой шашки, она вызывает активное испарение парафина возле себя. Допустим, по каким-то причинам (из за утечки через клапан), в камере образовалась смесь паров парафина и окислителя. Вопрос, может ли в принципе, эта смесь сдетонировать? Именно сдетонировать, а не сгореть?
Вопрос принципиальный, т.к. в случае детонации, как я понимаю, будет значительный скачек давления, который может повредить не только камеру, но и трубопроводы, а так же сам бак....
   7.07.0

Serge77

модератор

FRC> в камере образовалась смесь паров парафина и окислителя. Вопрос, может ли в принципе, эта смесь сдетонировать?

Может. Это часто происходит в ЖРД при запоздалом воспламенении. Поищи hard start.

Но в ГРД вероятность наверно меньше, потому что такая смесь в принципе не может появиться ДО ТОГО, как загорится стартовая шашка. А раз источник огня есть постоянно, то очень маловероятно, что взрывоопасная смесь сможет накопиться в заметном количестве, а только потом загореться.
   3.0.163.0.16
1 14 15 16 17 18 75

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru