Если из города убрать китайцев, то будет довольно трудно сказать – какая нация его строила. Никакого специфического «духа» на первый взгляд не заметно: красивый современный город, широкие проспекты «бетон, стекло, металл…». Детали начинают проявлятся при более близком рассмотрении – помимо современных небоскребов есть еще и куча пяти-семиэтажек, забранная решетками снизу первые два-три этажа и сверху один-два. Что как бы намекает: несмотря на кучу статей со смертной казнью, с преступностью в Китае все в порядке. Полностью забранные решетками пятиэтажки производят, иногда, удручающее впечатление. По поводу внешнего вида зданий китайцы тоже не заморачиваются и увидеть кондиционер посередине красивого стеклянного фасада – зауряд. Пятиэтажки так и вообще пестрят кондиционерами, практически по числу окон. На первых этажах, как и положено, кондиционеры забраны в решетки.
Общаясь с кучей приятных китайских товарищей, создается очень хорошее впечатление о общей культуре китайского народа, моментально развеивающееся при выходе на улицу города. Такого количества плюющегося и сморкающегося народа я не видел ни где. Коробит очень сильно. Но основные сомнения о наличии у китайцев хоть какой-то культуры закрадываются глядя на пекинское дорожное движение. Прекрасные проспекты не используются и на половину их пропускной способности из-за полной неспособности всех участников движения соблюдать правила: разметка линий – это ни к чему не обязывающая деталь, красный свет – это не предписание остановится, а только лишь предложение. Типичная ситуация на перекрестке – идет поток машин не глядя на сигналы светофора и не прекращаясь, на поперечной улице накапливаются машины и потихоньку выезжая отжимают у потока ряд за рядом. Наконец поток остановлен и теперь поперечный поток идет так же не останавливаясь и не глядя на сигналы светофора. Все это действо периодически прерывается «наездами» толп велосипедистов, которые могут проезжать перекресток в любых направлениях, в том числе и по диагонали.
Пешеход – самое угнетенное существо в Пекинском движении. «Если ты не накопил даже на велосипед, то прав ты никаких не имеешь». Машины смело движутся на пешеходов, идущих по зебре на зеленый свет, не притормаживая. Одна особенность напрягает особенно сильно: вдоль многих дорог идут велосипедные дорожки шириной с еще одну полосу движения, тоесть машине/велосипеду, чтобы повернуть на право надо пересечь зебру, велосипедную дорожку и только после она может встать на «правый поворот». Поворот на право под красный, судя по всему, в Китае разрешен, поэтому машины, желающие повернуть/встать на поворот, таранящие при этом добропорядочных пешеходов встречаются постоянно.
Единственная вещь, не позволяющая спутать Пекинское дорожное движение с каким-то другим – количество электротранспорта. Электровелосипеды и электроскутеры просто кишат. Обычных велосипедов пока еще больше чем электрических, но вот бензиновые мотороллеры уже проиграли битву своим электрическим собратьям. Даже моторикши поголовно используют электротягу. (интересно как они справляются с малым запасом электричества в аккуме). Типичный моторикша напоминает советский развозной мотороллер с надписью «почта», такой же весь металлический, единственно с прорезанными окошками в ящике и с открывающейся сбоку, а не сзади дверью.
Вечерами, на перекрестки съезжаются окрестные крестьяне – трехколесный мотороллер, сзади открытая широкая платформа – торгуют фруктами. Фрукты выглядят очень не плохо и, видимо, довольно дешевы, но наличие этих тележек также не добавляет активности китайскому движению.
Видно, что власти пытаются бороться с таким раздолбайством китайских граждан. В часы пик, на перекрестки выходят полицейские и выбегая на дорогу тормозят транспортный поток свистками и палками. Получается, конечно, получше, но все равно не особо. А самое главное – 2/4 полицейских на каждый перекресток это же сколько народу делает абсолютно бесполезную работу… Ночью эти полицейские выглядят довольно забавно – палочки светятся гламурным розовым цветом, а за счет неравномерности размещения светодиодов внутри, создается впечатление, что палка ребристая – очень сильно напоминает вибратор. Не улыбнуться при их виде, по-моему, абсолютно не реально.
Помимо «гламурных» полицейских встречаются и вооруженные. Так в районе Тянанменя видел товарищей, вооруженных
http://world.guns.ru/assault/type95-1.jpg [not image] с примкнутыми(!) штыками, что учитывая буквально обтекающую их толпу выглядит диковато. А на «своем» перекрестке однажды встретил товарища вооруженного совсем странно – пистолет-пулемет с покоцанным деревянным ложем, секторным магазином, направленным вниз и стволом как у Стена. Жаль не было фотика. Что это был за зверь я так и не понял.
Дополнительным тормозом китайскому дорожному движению, является китайский бизнес : во многих домах вдоль дороги на первых этажах продают еду – люди в своей квартире на обычной плите что-то готовят, а потом продают на улицу через обычное окно/балкон. Такая еда пользуется популярностью – кучи китайцев останавливаются у таких окошечек чего-нибудь перехватить. Начать парковаться они могут и из второго ряда и из третьего, напрочь остановив весь поток.
Говоря о Пекинском движении, нельзя не упомянуть метро. Метро сделано классно, действительно очень хорошо и продумано в деталях. Во-первых, вагоны снабжены РАБОТАЮЩИМИ кондиционерами, из-за чего ехать даже в полном вагоне очень приятно. Во-вторых, очень продумана система оповещения – все надписи дублируются на английском, остановки объявляются и на английском тоже, на всех столбах обращенных к поезду висят крупные таблички – что за станция и какая будет следующая само собой дублированные на английском. Потерятся практически не возможно. Для особо одаренных в географии товарищей, и в вагонах, и на станциях дежурят волонтеры с соответствующими нарукавными повязками, призванные помочь туристам.
В общем, там, где вопросы движения можно решить сверху – все очень не плохо организовано. Если же вопросы упираются в граждан, то сразу все намного хуже.