В 1720 году обойщики занимались перевеской обоев в Летнем дворце. Из описания работ видно, что обои были дорогие, китайские, на стенах вешали картины и зеркала, а также ковры, над кроватями завесы были бархотные и парчовые.
Кресла во дворце убивали красным бархатом, да шесть нужников оклеивали сафьяном красным , а два - бархатом. Речь идет о креслах с ночным судном под сиденьем.
Важно иметь в виду, что Петербург был основан единым волевым решением верховной власти. Он не имел типичной для средневековых городов организации и самоуправления. Поэтому роль чиновника, особенно полицейского, была здесь поистине огромна. В мае 1718 года именно в Петербурге была впервые образована Главная Полицмейстерская канцелярия во главе с генерал-полицмейстером графом А.М. Девьером. До этого функции полиции во многом лежали на гарнизоне.
Полномочия нового учреждения были весьма обширны. Инструкция, данная царем Девьеру, предписывала полиции не только наблюдать за строительством, но и заботится о чистоте, пожарной безопасности, паспортном режиме, торговле, бороться с преступностью, печься о нравственности горожан, следить за их поведением - словом раждать добрые порядки , а непотребное житье отгонять .
Петру I принадлежит знаменитая фраза Париж воняет! . Его парадиз вонять не имел права. Полиция следила за чистотой улиц, порядком на рынках, опрятностью торговых мест и требовала, что бы продавцы сьестного надевали специальные фартуки. Запрещалось также продавать нездорового какого сьестного харчу .
Рублем и плетью выбивали из петербуржцев скверную привычку выливать помои, сваливать скаредный помет и мертвечину перед домами, в реки и каналы. Дело это было для полиции непростое. Петровские указы с грустью и меланхолией констатировали: многое скаредство и мертвечина валяется по улицам . Это и понятно. В регламенте Адмиратейств-коллегии самой короткой, но, наверное самой трудноисполнимой должностной инструкцией был регламент профоса, которому предписывалось смотреть чтобы не испражнялись мимо отхожих мест , ловить таких любителей, заставлять их чистить место преступления и пороть плеткой.
Саврасов показал, что купил он на рынке ящик... и нес на свою квартиру, и как будет против Мытного двора, оной ящик, поставя на землю, стал мочитца, а приводной с ним человек, идучи дорогою и, нашед тот ящик, унес, и он Саврасов, стал было у него тот ящик брать, и стал ево /Саврасова/ бить, того, ради он, Саврасов кричал Караул, и караульные салдаты взяли их и привели в гварнизон .
сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. У большинства вообще была только одна рубашка, что и немудрено — одежда стоила чрезвычайно дорого. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях. Столетия спустя, крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью. Но франки-крестоносцы, столкнувшись с таким забытым благом цивилизации, как бани Востока, оценили их по достоинству и даже попытались вернуть в XIII веке этот институт в Европу. То, что возникло в Европе, напоминало, конечно, пародию на восточные или римские термы — вместо бань с фригидариумами, кальдариумами и тепидариумами средневековые помывочные представляли собой комнату с несколькими лоханями, так что «банями» их можно называть только условно, это семантическая погрешность перевода (фр. bain и англ. bath могут обозначать как баню, так и ванну-кадушку). Впрочем, даже эти «комплексы досуга», представляющие по сути просто маленькие публичные дома, просуществовали недолго — во времена вскоре наступившей Реформации усилиями светских и церковных (как католических, так и протестантских) властей даже эти «бани» вновь были надолго искоренены как очаги разврата и духовной заразы.
...В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Основывался этот взгляд на поучениях знаменитого отца церкви Св. Иеронима, который отвергал какую бы то ни было гигиену, даже простое умывание, ибо после обряда крещения ни в каких других омовениях уже нет ни малейшей нужды.
Нормы ислама предписывают строгое слежение за гигиеной, поэтому арабы еще в 7 веке наладили массовое производство мыла. На выбор имелись ароматизированные цветные бруски, жидкое мыло в сосудах или специальное мыло для бритья.
Нужно ли говорить, что шампунь также изобрели арабы? Дин Мухаммед привез его в Англию под видом лекарства и открыл специальный «шампунный» госпиталь, где лечил запаршивевших пациентов мытьем головы.
Канализация района – особая история. Здесь до сих пор остается более 90 прямых выпусков. Проще говоря, больше 90 труб канализации напрямую выведены в реки и каналы без всякой очистки. Да и невская вода при наводнениях просачивается через эти трубы прямо в подвалы. Многие дома Петроградской стороны до сих пор оборудованы (если вообще здесь применимо это слово) специальными выгребными ямами-резервуарами. Пять тысяч таких ям продолжают отравлять существование людей и окружающей среды. Такую «конструкцию» нужно чистить раз в квартал. А то и чаще.
Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей.
И только в XIX веке бани возрождаются вновь. Опять возрастает значение целебных свойств воды при использовании ванн, бань и различных водных процедур.