В СССР и др. социалистических странах налог с оборота — часть денежных накоплений (чистого дохода) социалистических предприятий (объединений), непосредственно обращаемая в доход государства. Через Н. с о. государство мобилизует значительные денежные ресурсы на цели расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворение др. общегосударственных потребностей. Н. с о. используется также как важный экономический инструмент регулирования рентабельности продукции в интересах укрепления хозрасчёта и основной источник сбалансирования республиканских и местных бюджетов, По своему экономическому содержанию Н. с о. не является налогом, т. к. не служит надбавкой к цене товара и не представляет собой вычета из заработной платы рабочих и служащих и др. доходов трудящихся. Ему присущи лишь внешние признаки налогового платежа (обязательность платежа, фиксированный размер, уплата в установленные сроки).
Разграничение денежных накоплений предприятий на прибыль и Н. с о. и принципы их взимания в бюджет были установлены налоговой реформой 1930. Н. с о. уплачивают хозрасчётные государственные и кооперативные (кроме колхозов) предприятия и организации, а также предприятия общественных организаций. Основная часть Н. с о. реализуется в отраслях лёгкой и пищевой промышленности. Высокая доля поступлений Н. с о. в этих отраслях обусловлена тем, что наряду со стоимостью прибавочного продукта, созданного здесь, таким образом реализуется часть стоимости прибавочного продукта, произведённого и в др. отраслях материального производства: тяжёлой промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. По многим товарам народного потребления Н. с о. не уплачивается (печёный хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и изделия из мяса, колбасные изделия, сыры, молоко, молочнокислые продукты, сливочное масло, консервы, овощи, фрукты, медикаменты, книжная продукция и многие др. товары). В тяжёлой промышленности Н. с о. взимается в нефтяной и газовой отраслях, в электроэнергетике и по отдельным видам продукции машиностроения.
...
Н. с о. играет важную роль в обеспечении государственного бюджета устойчивыми, равномерно поступающими платежами. Абсолютные размеры его поступления в государственый бюджет систематически возрастают: в 1960 — 31,3 млрд. руб., в 1965 — 38,7 млрд. руб., в 1972 — 55,6 млрд. руб., хотя удельный вес в общей сумме денежных накоплений предприятий и в доходах государственного бюджета падает соответственно (в %): 48,0, 46,5, 37,8 и 40,7, 37,8, 31,7. Снижение удельного веса Н. с о. обусловлено повышением роли прибыли как главной формы денежных накоплений и основного источника, формирования доходов государственного бюджета.
В целях стимулирования роста производства товаров народного потребления, расширения их ассортимента и улучшения качества предприятиям-изготовителям предоставляются льготы, некоторые из этих предприятий полностью освобождаются от Н. с о. по реализуемым товарам.
"Установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22% (вместо общеустановленного тарифа в размере 26%) в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет в 2021 году к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 948,22 млрд рублей, в 2022 году в размере 1 трлн 16,27 млрд рублей, в 2023 году в размере 1 трлн 86,52 млрд рублей, в 2024 году в размере 1 трлн 171,41 млрд рублей"
Подробнее на ТАСС:
Госдума утвердила повышение НДС до 20% и новые тарифы соцвзносов
По подсчетам правительства, повышение налога на добавленную стоимость принесет бюджету дополнительные 620 млрд рублей в год // tass.ru