Можно прокрутить картинку и наоборот - пусть противодавление постоянно, а увеличивается внутрикамерное давление. Тогда сначала истечение будет докритическим, а с момента достижения некоторого минимального давления получим 1M в критике. С этого момента двигатель "запрётся" для внешнего влияния. Такой случаи имеет место при запуске двигателя. Вот почему уверенный запуск мотора на уровне моря еще не означает возможность беспрепятственного запуска на высоте. Кстати, иногда проверяют запуск авиационных ракет с разгерметизированным двигателем на потолке машины, их несущие.
3. Что бывает, если истечение происходит в воде?
Воду мы пускать в мотор не будем
, поставим заглушку в критике или мембрану на срезе сопла.
Явления здесь намного сложнее, на пальцах объяснять трудно. Усложняет дела охлаждение и конденсацию продуктов. Температура истекающих газов ракетного двигателя в случае небольшого расширения доходит запросто до 1000 К. Воду за бортом не нагреешь особено - для верности придется считать, что вся вода в потоке сконденсировалась, HCl (ели есть) - тоже. А газы придется охладить до температуры воды. Если в этом случае давление превысит гидростатического, то запуск двигателя на этой глубине возможен. Если нет, то есть заметные шансы, что мотор захлебнется.
Замечу, что мои рассуждения - очень уж упрощенные. Таким образом для двигателя с определенной маркой топлива, работающий при определенном Рк, мы получим глубину, ниже которой двигатель не запустить. И эта глубина никак не зависит от размеры движка.
Интуитивно (и на практике) это - неверно
В случае большого двигателя вода около сопла заметно нагреется, а продукты никак не охладятся до ее температуре в сопло.
Но, повторяю, таким образом можно оценить глубину гарантированного запуска
Что подтвердилось у меня на практике***
4. Тиме - все-таки иногда (и часто) приходиться запускать двигатель под водой. И это возможно. Конечно, тяга жутким образом падает, ракета под водой идет совсем не так, как в воздухе, поскольку плотность среды отличается на три порядка, и сопротивление настолько же. Конечно, существуют и двигатели, специально предназначенные для работы под водой, и у них совсем иные требования к топливу.
- все это считается автоматом в Астре и подобных пакетов; они иначе не могут рассчитать импульс - ведь надо учитывать изменение состава продуктов.
- наблюдать просто - берем белый мелкий порошок и вымазываем черную оксидированную поверхность сопла стендача. После запуска смотрим, до какого места сверхзвуковой поток сдул нашу побелку;
кстати, отрыв всегда неравномерен, потому он и нежелателен - увеличивает эксцентриситет тяги.
подробности не будут